Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Наша Жар-птица круче Аватара»: балетмейстер Андрис Лиепа — о закулисье Большого театра

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Андрис Лиепа во время репетиции балета «Жар-птица» в Национальном академическом театре оперы и балета
Андрис Лиепа во время репетиции балета «Жар-птица» в Национальном академическом театре оперы и балета / Фото: Александр Авилов / АГН Москва

В Большом театре состоялась первая балетная премьера в этом сезоне — спектакль, которому больше стал лет: «Шехеразада» в постановке Андриса Лиепы. «Вечерняя Москва» пообщалась с балетмейстером.

— Андрис, вы реставратор балета?

— Да. Я нашел еще одно свое призвание. Я чувствую динамику и осознаю, какими качествами обладал Михаил Фокин (хореограф поставил балет «Шехеразада» в 1910 году для «Русских сезонов» Дягилева в Париже. — «ВМ»). Его «секрет» не только в том, какую хореографию он ставил, но и в том, как он настраивал артистов на исполнение этой хореографии. Работая над постановкой его балетов, я все время и во всем как бы сверяюсь с Фокиным.

— Сюжет «Шехеразады» создан Львом Бакстом и Михаилом Фокиным на основе арабских сказок….

— Это самый настоящий драмбалет. В каком-то первозданном понимании. Мы восстановили занавес Валентина Серова. Папа (народный артист СССР Марис Лиепа. — «ВМ») привозил интересные буклеты, купленные на аукционах. И в одном из них я нашел эскиз и показал его нашему художнику Анатолию Нежному. На основе этого эскиза мы сделали суперзанавес. В 1910 году родственники Римского-Корсакова были возмущены тем, что Фокин вырезал часть музыки. Хотя это не повредило цельности спектакля. Но я обычно даю эту купированную музыку перед спектаклем как интродукцию. А занавес в это время принимает на себя игру световых эффектов. Откроется — и зритель окунется в игру неистовых страстей.

— Вы очень требовательны и ответственны в работе. Артистам, наверное, непросто соответствовать вашей высокой планке!

— Хореография здесь не так проста, как кажется. Артистки жалуются, что непривычные движения поставлены, например, для кистей рук в «Жар-птице». Я прошу их тренировать эти движения в течение пяти-семи минут. Это не «Лебединое озеро», но освоишь фокинские трепетания крыл, будешь иначе, лучше изображать и лебединые крылья. Мы с отцом схватили, переняли изначальную фокинскую манеру, и теперь я стараюсь передать ее молодым артистам. На мой взгляд, «Петрушку» сейчас в Большом станцевали очень хорошо. На поток эти балеты поставить нельзя. Не всем молодым артистам можно предложить подобные роли. Но вот что важно: молодые растут на этих спектаклях.

— Эстетика эпохи «Русских сезонов» сегодня востребованна?

— Балет был самым передовым искусством в начале прошлого века. Когда привезли «Жар-птицу», это было круче, чем сейчас «Аватар». Впечатления были круче, потому что нигде ни музыку такую было услышать невозможно, ни действа такого увидеть, ни таких артистов, ни декораций, — ничего. И настолько уникальной была энергетика, что заряжала собой все вокруг. Лично меня заряжает до сих пор. «Петрушка» с его заполонившими сцену народными массами, кормилицами и кучерами — это было вызывающе по тем временам. Было впервые. Это как если бы сейчас мы предложили выйти на сцену таксистам, ожидающим окончания спектакля у стен Большого театра.

— Вы всегда излучаете спокойствие и оптимизм. В чем ваш секрет?

— Я родился и вырос в артистической семье. Папа всю жизнь был влюблен в балет. Сегодня я занимаюсь много чем кроме балета. Я практически продолжаю традиции нашей семьи и не имею права сделать работу, не соответствующую уровню заданного в нашей семье профессионализма. Мы с Илзой (сестрой. — «ВМ») знаем об этом и работаем не на сто, а не двести процентов. Мы несем фамилию Лиепа. Когда-то Михаил Барышников мне сказал: «Андрис, я нахожусь в том возрасте и положении, когда я могу себе позволить не делать того, чего я не хочу». Мне сейчас 63 года. То, что я делаю, я очень люблю и стараюсь вовлечь в это всех.

— У вас есть какие-то секреты успеха, которые вы передаете артистам сегодня?

— Помню, танцевал на сцене «Кремлевского балета» свою первую «Коппелию». После первого акта чувствовал, что лицо у меня было совершенно невыразительным, я не мог сыграть ни одну мизансцену. Во втором акте разогрелся, и в третьем все было нормально. Поговорил со своим отцом, Марисом Лиепой. Он меня спросил, разогрел ли я ноги. «Конечно! — ответил я. — И руки тоже!» — «А лицо ты разогрел?» — «Зачем?» — удивился я. И он объяснил мне, насколько это необходимо. С тех пор я всегда разогревал лицо. И продолжаю делать это даже перед интервью. Я стараюсь спрятаться за декорациями, в уголке, чтобы никто не подумал, что я сошел с ума, делая странные движения лицом. Но это важно, чтобы выглядеть хорошо: энергичная мимика помогает привести в тонус весь организм.

— Откуда у вас такой интерес к старине?

— Перешло по наследству. Отец очень увлекался «Русскими сезонами» и всем, что с ними связано. У нас дома была собрана обширная библиотека: папа постоянно покупал и привозил отовсюду замечательные книги, в том числе очень редкие, они сейчас составляют коллекцию фонда его имени. Уникальную книгу, потом очень пригодившуюся нашей команде в работе, — «Художники русского театра» — подарил отцу его друг, знаменитый коллекционер Никита Лобанов-Ростовский. Несколько эскизов из этого альбома мы воплотили в постановках. Великолепный альбом фотографий, запечатлевших в разных ролях Михаила Барышникова, стал отличным пособием по изучению «Петрушки», своего рода словарем Ожегова применительно к знаменитому фокинскому балету. Я рассматривал эти книги, сколько себя помню, с детских лет.

— Вас нередко сравнивают с Сергеем Дягилевым. Это справедливо?

— Сегодня я хореограф-реставратор, в прошлом был танцором. А он был импресарио и революционером в балетном искусстве. Я таким не являюсь. Я люблю все старые спектакли. У нас сохранилась от отца большая библиотека, и это часть моей жизни. Все, что я восстанавливаю из балетов Михаила Фокина, Мариуса Петипа, — это всегда преклонение перед гениями прошлых лет.

ДОСЬЕ

Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве. Сын народного артиста СССР, танцора Мариса Лиепы. Окончил Московскую государственную академию хореографии. Танцевал в Большом и Мариинском театрах, в Американском театре балета в США. Работал главным балетмейстером Кремлевского балета в Москве, а также Большого театра имени Алишера Навои в Узбекистане.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.