«Человек-амфибия» и другие: 5 экранизаций романов Александра Беляева
«Советский Жюль-Верн», как называли Беляева, родился в Смоленске и ни о какой писательской карьере не помышлял. Будучи сыном православного священника, он по настоянию отца также поступил в духовную семинарию. Правда, закончив ее, понял, что стал убежденным атеистом, а потому «переквалифицировался» в юристы.
Довольно быстро его юридическая карьера пошла в гору, финансовое положение укрепилось, и Беляев мог свободное время тратить на то, что любил по-настоящему – путешествия, музыку и театр. В конечном итоге увлечения для него стали важнее профессии, и Беляев оставил юриспруденцию, выбрав литературу и театр. Правда, пока он еще не выходит на широкого читателя, занимаясь все больше самообразованием. Этому способствовала и трагедия: в 35 лет будущему писателю поставили диагноз – туберкулезный плеврит. Лечение пошло не очень успешно и закончилось туберкулезом позвоночника и параличом ног. В таком состоянии Беляев не мог практически ничего – работала лишь голова, сознание, и он активно продолжил умственную работу. За годы без движения он изучил иностранные языки, погрузился в медицинскую и физическую литературу, а также окончательно увлекся литературой фантастической. Так что к тому моменту, как болезнь несколько отступила, Беляев был готов поделиться с читателями своей первой книгой. А спустя годы он написал роман «Голова профессора Доуэля», в котором очень наглядно передал собственные пережитые страдания - страдания человека, в распоряжении которого не осталось ничего, кроме собственной головы и поддерживающей мысли: «я мыслю, следовательно, существую».
Проблемы со здоровьем не отпускали писателя никогда. Из-за них ему приходилось постоянно менять место жительства, надеясь на благотворное действие перемены климата. Москва, Ялта, Ленинград, Киев, снова Ленинград, - города сменялись, как в калейдоскопе, но везде он продолжал писать, выпуская в свет все новые и новые повести и рассказы. Скончался Александр Беляев в 1942 году под Ленинградом. Из-за обострения болезни не способный отправиться в эвакуацию, он остался в родном городе, где и погиб от голода…«Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Властелин мира», «Изобретения профессора Вагнера», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», - эти книги и сегодня притягивают читателей, особенно среди подрастающего поколения. Не случайно произведения Беляева составляют золотой фонд литературы для детей и юношества.
Будучи произведениями фантастическими, книги Александра Беляева всегда притягивали внимание кинематографистов, причем не только советских. Известно, что в 1940-е годы его «Человека-амфибию» мечтали экранизировать в Голливуде, а в 1960-е вышел первый советский фильм по этой повести. В дальнейшем экранизации книг Беляева выходили регулярно, да и продолжают выходить. Пример тому – относительно недавний мини-сериал (опять же по «Человеку-амфибии») и планы вновь экранизировать это произведения.
«Вечерка» представляет подборку из пяти экранизаций самых известных романов Александра Беляева.
1961 — «Человек-амфибия», реж. Геннадий Казанский, Владимир Чеботарёв
Картина «Человек-амфибия» о юноше Ихтиандре, способном жить как на земле, так и под водой, сразу же стала лидером советского кинопроката. И теперь не верится, что она могла не выйти на экран – сценарий десять лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм». Технологическая сложность съемок так пугала, что от желания экранизировать роман Беляева отказались даже в Голливуде. А вот Казанский с Чеботаревым решились – и не прогадали. До сих пор эта красивая история о невозможной любви покоряет сердца юных девушек.
1967 — «Продавец воздуха», реж. Владимир Рябцев
Загадочная история о том, как некий делец решает заработать на продаже воздуха. С этой целью он финансирует тайные подводные разработки по закачке воздуха в специальные резервуары и трансформированию его в небольшие твердые шарики, которые удобно хранить и продавать. Его деятельность начинает угрожать естественным запасам кислорода на планете, и в этот момент в таинственной лаборатории случайно появляется советский геолог, который в конечном итоге и спасает Землю.
1984 — «Завещание профессора Доуэля», реж. Леонид Менакер
Фильм Леонида Менакера снят по мотивам романа «Голова профессора Доуэля», а потому сюжет картины весьма расходится с тем, к которому привыкли читатели. Доуэль здесь работает над проблемой бессмертия, а его научные разработки стремится похитить нечистоплотный коллега. В результате профессора объявляют погибшим в автокатастрофе, а его голову (для постоянных консультаций) оживляет тот самый стремящийся к личной славе коллега…
1987 — «Остров погибших кораблей», реж. Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов
Сложно представить, но фантастический роман Александра Беляева на этот раз обернулся чуть ли не мюзиклом. Музыкой и песнями буквально пронизан одноименный фильм Евгения Гинзбурга и Рауфа Мамедова. В своей картине помимо всего прочего авторы уловили и дух надвигающихся перемен – глобального разрушения привычного и мира и отдельных несмелых попыток выжить, выстроив свое собственное – далеко несовершенное общество. Но фильм, конечно, не только (и не столько) о политике – он еще и о любви. Той самой, что не отпускает человека в любом времени – будь то конец 1980-х или 1930-х годов.
2004 — «Человек-амфибия. Морской Дьявол», реж. Александр Атанесян
Еще одна экранизация знаменитого романа. Действие истории, знакомой кинозрителю по легендарному фильму с Владимиром Кореневым, Анастасией Вертинской и Михаилом Козаковым, перенесено в наши дни. Гуттиэре здесь – начинающая певица из бедной семьи, участвующая во всевозможных музыкальных конкурсах и мечтающая о славе. Ихтиандр – все тот же приемный сын ученого, которому (чтобы спасти его жизнь) пришлось вживить акульи жабры. И их любовь – всего лишь одна из сюжетных линий этого мини-сериала.