Не стало солнечного человека – режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, подарившего нам «Мушкетеров»

Развлечения
Про него многие говорили – солнечный человек. Он правда удивительно улыбался. Его родиной был Ташкент – тот самый «город хлебный», воспетый советской прозой, город контрастов и болезненных исторических изломов.

22 октября 1934 года Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич тут родился, а затем не уезжал из Ташкента очень долго – сначала учился в архитектурном институте, потом в театрально-художественном. У Средней Азии – свой цвет и вкус. Изнывающая от жары, она пестра, как ее яркие базары и одежда местных женщин, ароматна, как настоящий плов и мудра, как ее великие сыновья-ученые. Вот такими же яркими, ароматными и мудрыми, при всей внешней легкости, были и фильмы Юнгвальда-Хилькевича.

Режиссера не стало на 82 году его жизни.

В 1966 году Хилькевич окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при «Мосфильме». К краскам Средней Азии вскоре прибавился одесский колорит – именно на Одесской киностудии он снял свой дебютный фильм, комедию «Формула радуги». Фильм был хороший, но звездным часом его не стал. Слава пришла к Хилькевичу в 1969 году, когда на экраны вышел фильм «Опасные гастроли» с фантастическим актерским составом – ведь главными были в нем Николай Гринько, Владимир Высоцкий и Ефим Копелян. Кстати, забавно: готовясь к съемкам, юный, в общем-то, режиссер проявил чудовищное упрямство. Ему настойчиво предлагали снимать в фильме Василия Ланового и Вячеслава Тихонова, звезд. Он их любил и уважал, но выступил категорически против. В главной роли он видел только Владимира Высоцкого, о чем откровенно и заявил и Тихонову, и Лановому, не допустив их до проб. И – победил. С тех пор поставленная им планка не падала.

[OBJ Отрывок из к/ф "Д’Артаньян и три мушкетера"]

Спустя почти десять лет после «Опасных гастролей» Хилькевич снял фильм, который на десятки лет вперед стал «камертоном кинозрелищного качества». «Д’Артаньян и три мушкетера» подарил стране кучу невероятных песен, не теряющих популярности и сейчас, сделал суперзвездой Михаила Боярского, открыл нетеатралам Смехова и Старыгина, Смирницкого, другую Фрейндлих. Впрочем, у Хилькевича вообще был удивительный дар – открывать звезды. Именно он впервые снял Анну Самохину, Дмитрия Марьянова и Александра Трофимова. А неповторимый уникум Виктор Авилов – блестящий актер театр – стал любим не только театралами именно после того, как снялся в «Узнике замка Иф». Это тоже Хилькевич, не поверите…

На какое-то время он будто ушел из ярко очерченного круга, но и в тени не остался. Долго работал главрежем и художником в Театре кошек у Куклачева. Кстати, Юрий Куклачев всегда говорил о Юнгвальд-Хилькевиче с придыханием и очень гордился тем, что у него в театре такой режиссер. А потом Хилькевича позвали в «Сатиру»…  

22 фильма. Много это или мало? Наверное, намного меньше, чем могло бы быть, ведь потенциал у него был огромный. Но если понять, что параллельно с режиссурой он бесконечно занимался спектаклями как художник, создавал костюмы для них (в чем-то неблагодарная работа – кто знает великих тружеников, художников по костюмам?!), то результат – очень даже впечатляющий. Тем более что все фильмы его – живут…

Ему выпало немало переживаний. Таков удел творческого человека… Кстати, прокатный провал фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя» он переживал сильно, но вины за него на себя не брал, да и правильно делал. Продюсер согласился порезать фильм, сократив его на полчаса, и картина «развалилась». И только в полной версии она смотрится так, как и ее «старший брат» – мушкетеры на все времена, та лента, что не уходит с экранов уже больше 35 лет. К слову сказать, сейчас трудно представить, но ведь это известный факт – ныне ставших классикой мушкетеров изначально признавали лентой глупой, пошлой и плохо «сляпанной». Как бы Хилькевич не бодрился, не переживать из-за этого он не мог. А чудеса с картиной стали происходить потом. Судя по всему, она полюбилась кому-то из высокого начальства, и вмиг стала «допущена к любви». Хотя зрители полюбили ее без всяких указок сверху.

[OBJ Песня из к/ф "Узник замка Иф"]

Он переживал за судьбу нашего кинематографа, даже вывел формулу успеха современного кино: «Многие режиссеры чрезмерно стремятся понравиться Западу. Я даже вывел формулу успеха российского фильма в Европе: побольше чернухи, юродивые герои, полная беспросветность – и все, ты в Каннах получаешь приз. Неправильно это. Ощущение после таких фильмов – будто выпил ушат помоев…» При этом, никогда не сомневался в том, что кино наше может жить и иметь успех. У солнечного человека Георгия Юнгвальда-Хилькевича было одно удивительное качество, далеко не всем творческим людям присущее: он искренне восхищался чужими успехами. Искренне. И всегда говорил, что у нашего кино есть будущее. Да и настоящее – есть, стоит только присмотреться.

… Песни, которые мы знаем наизусть. Фильмы, просмотренные сто раз и не надоевшие, разобранные на цитаты и отказывающиеся стареть. Открытые им актеры. Георгий Эмильевич, спасибо. Очень жаль, что так случилось… Сердце…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Композитор Максим Дунаевский: «Георгий Эмильевич был настоящим мушкетером»:

– Умер замечательный режиссер, который снимал по-настоящему музыкальные фильмы, умел это делать мастерски и знал толк как в кино, так и в музыке. Георгий Эмильевич был чудесным человеком, с которым легко работалось. Мы дружили и лучше друга трудно было найти. К сожалению, наши мушкетеры уходят один за другим. Тихо. Он был настоящим мушкетером и в жизни и в работе (далее…).

[OBJ Финальная сцена из к/ф "Искусство жить в Одессе"]

Актер Дмитрий Марьянов:

- Георгий Эмильевич открыл меня как артиста. Мне было 15 лет и я сыграл главную роль в его фильме «Выше радуги». Он поверил в меня и, не побоюсь этого слова, «сделал» меня. Много артистов за всю свою жизнь не получают таких уроков, какой получил я в столь раннем возрасте. (далее)

Актер Владимир Долинский:

– С Георгием Эмильевич я общался несколько дней на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Он произвел на меня впечатление человека творческого, хорошего, исключительно порядочного. Картины он делал добротные, интересные, с людьми умел ладить, был талантливый художник. Очень жаль, что уходят из жизни большие мастера, а замены им нет (далее…)

Народная артистка России Алена Яковлева:

- Георгий Эмильевич был замечательным человеком, интеллектуалом, потрясающим режиссером, художником с большой буквы. Глыба. У него была прекрасная семья, верные друзья, зрители (далее...)

Заслуженная артистка России Наталья Варлей: «Юра и в зрелые годы оставался молодым и веселым»

– Я снималась в нескольких картинах Георгия Эмильевича: «Формула радуги», «Весна 29». Не могу даже представить, что Юра ушел (да, мы так его называли), потому что я знала его молодым, ярким, веселым. Впрочем, он и в зрелые годы оставался молодым и жизнерадостным. Юра так любил людей, как никто из режиссеров. Понимаете, любил людей? Очень горько, потому что ушла еще одна замечательная страница моей юности и молодости. Ушел друг очень хороших людей – миллионов хороших людей (далее...)

Заслуженный артист России Алексей Глебов, исполнивший роль герцога Бекингема в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»:

- Юнгвальд-Хилькевич был уникальной личностью. Хотя для искусства не так важна личностью художника, а какой он творец, то есть результаты его труда. Но у Георгия Эмилевича как две фамилии, так и две равнозначные стороны его огромной личности. Талантливый, яркий, неординарной, интересный, глубокий человек и в равной мере неповторимый, эксклюзивный, единственный в своем жанре, стиле, языке, а еще занятный и забавный режиссер. Хочу заострить внимание на нестандартности режиссера Юнгвальда-Хилькевича – он делал свое кино, исключительно свое, но при этом не искажая, не уродуя первоисточник, как тот же роман Александра Дюма. Уход Георгия Эмилевича – огромная потеря. За свою долгую жизнь я редко видел таких одаренных, самобытных людей, каким был Юнгвальд-Хилькевич, и плачу о нем. Жаль, что сегодня редких людей, штучных художников рядом с нами единицы, и то – из старого поколения (далее...).

Режиссер, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский: 

- Георгий Эмильевич – ярчайшая звезда отечественного кинематографа его лучших времен. За его плечами шедевры, и, кстати, не только «Д’Артаньян и три мушкетера». Он умел радоваться и радовать других. Что бы ни происходило вокруг, он всегда находился в сочном, солнечном, жизнеутверждающем состоянии духа. Его любовь к жизни, к людям отражается в его картинах, особенно ранних, среди которых «Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким. Он был интереснейшим человеком (далее...). 

Заслуженная артистка России Людмила Крылова:

– Я снималась в фильме Георгия Эмильевича «Ах, водевиль, водевиль». Очень жаль, что я быстро справилась со своей ролью – хотя на экране меня много, а съемки проходили в течение нескольких дней, потому что общаться с Георгием Эмильевичем было счастьем. Мой партнер и тогдашний муж Олег Табаков очень дружил с Георгием Эмильевичем, и много времени они проводили вместе, шутили, а я была в стороне. Если бы Георгий Эмильевич еще пригласил меня в свою картину, я бы с радостью согласилась. Но у нас была только одна рабочая встреча. Грустно, что ушел большой художник и невероятно остроумный человек (далее…).

Народный артист России Юрий Куклачев: «Юнгвальд-Хилькевич был мягким, добрым, семейным человеком – нежным сыном, любящим отцом»:

– Георгий Эмильевич был моим близким другом. Это он придумал театр кошек, и он поставил самые лучшие спектакли в нашем театре. Юра был человеком удивительно мягким, добрым, нежным, внимательным. Очень семейным. Свою третью супругу – молодую красавицу Нодиру носил на руках, боготворил. Он чтил все семейные традиции. А какой он отец – настоящее чудо! Много занимался воспитанием дочери. А как он любил свою маму. Более заботливого сына трудно было найти. Он хотел перевезти свою маму из Ташкента в Москву, а она отказывалась. А с каким восторгом он говорил о своем отце – очень талантливой личности (далее...)

amp-next-page separator