Толстые журналы дают не советы, а качество

Развлечения
Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин уверен: судьба толстых журналов не так печальна. Их «портфель» полон, миссия благородна, а потому скидывать их со счетов пока что рано.

О существовании некогда безумно популярных толстых журналов нынче догадываются лишь закоренелые поклонники литературы. Между тем в длинные списки премий «Русский Букер» и «Большая книга» вошли по два произведения, опубликованные в «Знамени», в коротком списке премии «Национальный бестселлер» есть произведения из «Нового мира»…

Тиражи всех литературных журналов не упали даже, а рухнули. У того же «Знамени» за последние четверть века они сократились с миллиона экземпляров до двух тысяч. Сохранился ли хоть какой-то смысл в их издании?

—Отвечу небольшим рассказом. Несколько лет назад я прочел интересную рукопись одного молодого автора. Она свидетельствовала о безусловном таланте этого человека, но точно так же говорила о его недостаточном профессионализме. Мы пригласили его в редакцию и сказали: мол, вот здесь хорошо бы текст немного сократить, здесь развернуть такой-то сюжетный мотив, здесь обратить внимание на стилистический разнобой. Он выслушал и спрашивает: «А зачем я буду все это делать? Моя вещь уже принята к печати в издательстве. Вы заплатите мне много денег?» «Нет, — ответил я ему, — заплатим мы вам копейки. Зато на вашем романе будет стоять знак качества». Он только хмыкнул: «А мне кажется, что цену книги определяете не вы, а рынок». И на этом наш разговор закончился. Автор ушел, книжка его вышла, но больше об этом человеке в литературной среде никто не слышал…

Подозреваю, что вышедшая книга сделала его вполне счастливым и без вас.

—Возможно. Однако в своем большинстве вменяемые авторы понимают, что им нужна не только оценка рынка, который легко путает божий дар с яичницей. Им нужна еще и публикация именно в толстом журнале, то есть оценка экспертного сообщества.

За долгие годы функции литературных журналов менялись многократно.

—Совершенно верно. В девяностые годы, когда книгоиздание практически умерло, журналы были единственным местом, где могли донести до читателя качественное литературное произведение. Потом издательства поднялись: теперь издать книжку можно быстро и не особо дорого. Но почувствовать себя в кругу таких же писателей, как ты, получить одобрение тех, чье мнение тебе важно, — это сегодня возможно только в толстых журналах. И их главная роль нынче именно в этом, что, надо сказать, отлично понимают и жюри серьезных литпремий.

Почему же тогда у вас и ваших коллег так падают тиражи?

—Видите ли... Когда на рубеже 80–90-х годов тиражи «Знамени», «Нового мира», «Юности», «Дружбы народов», наоборот, резко взлетели, казалось, что это все произошло потому, что наши читатели так любят литературу. Но оказалось, что дело было в другом: люди пытались найти на страницах журналов, в прозе и стихах сведения о том, как жить в переменившихся обстоятельствах. Сегодня время изменилось, и потому с нами остались лишь те, для кого литература важна как таковая. А таких, увы, не так уж много.

Может быть, в сложившейся ситуации стоило бы пойти на кардинальное переформатирование литжурналов? Активно выводить их, к примеру, в интернет.

—Все классические литжурналы в интернете достаточно давно представлены. И читают их там гораздо активнее, чем бумажную версию. Но это, увы, не помогает решить ситуацию кардинально: все так или иначе упирается в финансирование.

Существует, на мой взгляд, и еще одна проблема: есть ощущение, что в последние годы литжурналы потеряли неповторимость своего облика. Вот вы можете объяснить, в чем, к примеру, заключается нынешняя фишка «Знамени »?

—О том, что век журналов давно измерен и им неминуемо грозит гибель, говорят уже несколько десятилетий. Между тем все классические журналы с едва ли не вековой историей по-прежнему выходят. Значит, есть читатели, которые видят тонкую, но важную стилистическую разницу между ними. Скажем, питерская «Звезда» представляет интерес прежде всего эссеистикой, архивными и историко-культурными публикациями, «Наш современник» и «Москва» по-прежнему ориентируются на образцы советской прозы середины прошлого века. Тогда как «Знамя» тяготеет к прозе и поэзии экспериментальной, содержащей в себе художественные и смысловые неожиданности.

Дефицита авторов нет?

—Что вы! Вы удивитесь: тиражи толстых журналов падают, их гонорары стремятся к нулю, но количество поступающих к нам рукописей только растет. Свои рукописи нам шлют и молодые авторы, и писатели, у которых уже давно все хорошо. И это значит, что им нужна не только яичница рынка, но и признание своего божьего дара экспертным сообществом. Вот и выходит, что нам есть для кого работать!

ПЯТЬ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ КНИЖНЫХ НОВИНОК

1 сентября мы представляем вам книжные новинки, выпущенные в рамках издательской программы Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Наталья Михайлова, Фаина Рысина

«Прогулки по Москве с Василием Львовичем Пушкиным»

11 января 1856 года. На фото — активно сотрудничавшие с первым толстым отечественным журналом «Современник» русские писатели: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский / Фото: Из архива

Издание приурочено к 250-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина — коренного москвича, родного дяди Александра Пушкина. Впрочем, это не биография. Читателям предоставлена возможность вместе с Василием Львовичем совершить прогулку по столице.

Владимир Бессонов

«Вспоминая Москву»

Фото: Из архива

Автор восстанавливает лишь одну маленькую «страничку» культурной истории Москвы, но делает это с помощью архивных документов, фотографий и записей встреч с очевидцами. Тут говорится о людях широко известных: Брюсове, Бунине, Ходасевиче. Благодаря «архивным рассказам» все эти фамилии вдруг оказываются более чем актуальными...

Александр Кондрашов

«Говорит Москва»

Фото: Из архива

«Говорит Москва!» — так начинало когда-то вещание советское радио. Но роман этот не только о радио. В романе столица говорит в прямом смысле слова: ее улицы, площади, предместья, реки и, конечно, люди: от гастарбайтеров до артистов, от бывших комсомольских работников до нынешних магнатов. Это и лирическая комедия, и фарс, и поколенческая драма.

Михаил Попов

«Подмосковные вечера»

Фото: Из архива

Действие этой повести разворачивается в бывшем пионерском лагере неподалеку от столицы, где собраны дети из состоятельных семей, нуждающиеся, по мнению их родителей, в перевоспитании. Директор лагеря с командой воспитателей призван встряхнуть эту самоуверенную публику и привести ее в чувство, вернуть детей «к самим себе настоящим». Но события разворачиваются совсем не по плану педагогов... Другими словами, на современном материале автор решает, в общем-то, вечную проблему взаимоотношения отцов и детей.

Валентин Баюканский

«Чай — дело тонкое»

Фото: Из архива

Книга Баюканского «Англичане о чае» находится в библиотеке королевы Великобритании Елизаветы II. Здесь же писатель и журналист пытается разобраться во всех секретах восточного чаепития. Читаешь и узнаешь, к примеру, почему житель северного Таджикистана, приглашая на чашку чая своего южного соседа, может оказаться в неловкой ситуации. Или чем отличается узбекская чайхана от азербайджанской. Почему турецкий чай за пределами Турции теряет свою привлекательность? Почему в Иране в кофейнях пьют чай из самоваров?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Фантастам пора взяться за чтение

Возможно, кто-то и не заметил, но буквально в эти дни произошло важное событие — в России впервые появилось издательство, специализирующееся на выпуске фантастической литературы... (далее…)

Премия Фазиля Искандера заставит вспомнить Чика

Русский ПЕН-центр (неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов) учредил Международную литературную премию Фазиля Искандера. Вручаться она будет по трем номинациям: проза, поэзия и киносценарий по мотивам произведений Фазиля Абдуловича. Председателем ее стал писатель Евгений Попов. (далее…)  

Встретились два одиночества

6 сентября в галерее «На Шаболовке» откроется выставка под названием «Булгаков vs Маяковский» («Булгаков против Маяковского»). Историки литературы утверждают в один голос: отношения двух этих писателей были весьма сложными. Вроде бы серьезные люди, а вот же — обменивались колкостями в своих произведениях и, соперничая, внимательно следили за творчеством друг друга. Что, кстати, совершенно не мешало им весьма часто встречаться у бильярдного стола. (далее...)

amp-next-page separator