Сцена репетиции спектакля «Царь Эдип». Эдип (Виктор Добронравов) и его жена Иокаста (Людмила Максакова). Иокаста первой узнает страшную правду о том, что она родная мать Эдипа и мать его детей / Фото: Валерий Мясников

Театр Вахтангова завершает фестиваль искусств в Италии трагедией «Царь Эдип»

Развлечения
Спектаклем театра имени Вахтангова "Царь Эдип" завершается 15 июля фестиваль искусств "Двух миров" в итальянском городе Сполетто. Месяц назад артисты театра открывали этим спектаклем Международный фестиваль искусств в Воронеже. Для вахтанговцев нет разницы, где играть. «Играют для небес», как говорит художественный руководитель театра Римас Туминас.

Туминас в Воронеже встречался с публикой,  встретился он и с желающими узнать больше о театре Вахтангова в Италии. В прошлом году театр Вахтангова показывал в Сполетто "Евгения Онегина", а Римас Туминас получил награду "За вклад в развитие культуры и понимание между странами".

Но одно дело - удивительно красивый, поэтичный спектакль по роману Пушкина и совсем другое другое - античная трагедия, так хорошо знакомая итальянцам, поэтому смотреть будут взыскательно. К тому же итальянцы - великие комедианты, и к трагедиям относятся настороженно.

Спектакль "Царь Эдип" поставлен для современного зрителя, в век глобализации, космических скоростей и "суеты сует". Главная декорация спектакля - железная цистерна, или труба, или каток, которая как цунами обрушивается на жителей Фив и особенно Эдипа, для нас - часть среды. На каждом шагу - трубы, какие-то металлические сооружения.

Из-за ежедневных битв чувства и силы растрачиваются быстрее, и в результате человек неизбежно мельчает. Редко встретишь по-настоящему гордого, сильного, бесстрашного мужчину, каким был Эдип.

Причем гордые и цельные в спектакле Туминаса не только люди царского рода, но и беднота. Хотя согласно древнегреческой мифологии, рок не разбирает, кто беден, а кто богат, кто силен духом, а кто не очень, - все во власти судьбы. Но за века появилось столько теорий, одна из которых о Сверхчеловеке. Италия была одержима этой идеей во времена правления Муссолини, как и ницшеанской философией свободы воли. 19-й и 20-й века находились под действиями этих идей, и в результате вера человечества в высшие силы очень ослабла.

Нужны ли они - незыблемые правила, константы в век подмен и трансформаций? Этот вопрос задает в своей постановке Римас Туминас. Прямых ответов нет и быть не может, но публика больше склонна к тому, что маяки нужны. В противном случае наступит вселенский хаос. Фивы были на краю гибели, потому что правители выходили за границы добра и зла. Об этом - "Царь Эдип".

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator