/ Фото: Предоставлено Вахтанговским театром

Старейший театр Израиля вновь в Москве

Развлечения
Легендарный  театр «Габима» ровно на 30 лет старше своей мечты – государства Израиль, где сегодня евреи говорят и пишут на иврите.

В честь этих юбилеев он  представил на сцене Вахтанговского театра два спектакля:  «Простая история» (по мотивам одноименного романа Нобелевского лауреата Шмуэля Йосефа Агнона) и «Дорожные знаки».  Открыли московские гастроли Министр алии и интеграции Израиля Софа Ландвер, которая особо подчеркнула исторические связи русской и еврейской культур, и заместитель Министра культуры России Александр Журавский.  

Театр «Габима» (в переводе с иврита – «Сцена») и Театр Вахтангова почти ровесники, и в историческом плане их связывает многое.  В 1917 году в Москве благодаря беспримерному энтузиазму белостокского учителя Наума Цемаха, который своей идеей создания еврейского театра на иврите смог увлечь  Станиславского, возникла студия «Габима» при Московском Художественном театре.   Ее первым руководителем стал Евгений Вахтангов, имевший репутацию лучшего педагога по «системе» Станиславского. Он и превратил группу увлеченных идеями Цемаха любителей в профессиональную театральную труппу. Первый полнокровный спектакль студийцев «Гадибук», поставленный по пьесе  Семёна Раппопорта в переводе  на иврит Хаима Бялика, прославил  на весь мир и «Габиму», и его худрука – Вахтангова.   

О театре и ставшем легендой спектакле восторженно отзывались Максим Горький и Фёдор Шаляпин, Николай Евреинов и Вячеслав Иванов, Альберт Эйнштейн и Сергей Эйзенштейн, Гордон Крэг и Макс Рейнхардт, Бернард Шоу и Рабиндранат Тагор… «“Габима” – театр,  которым  могут  гордиться  евреи, – писал Горький. – Этот  здоровый красавец ребенок обещает вырасти Маккавеем».  

Так оно и случилось. Свою деятельность нынешний театр «Габима», как и во все годы его непростого пути на «историческую родину»,  годы становления и расцвета, посвящает «развитию и сохранению иврита и  еврейской культуры, сбережению коллективной памяти и  формированию культурной идентичности страны». «Габима» достойно представляет Израиль на ведущих театральных площадках мира. В разные годы с театром сотрудничали такие известные режиссеры, как Виктор Гарсия, вахтанговец Юрий Любимов, Анджей Вайда, Роберт Стуруа… 

Открыл юбилейные гастроли «Габимы» в Москве спектакль «Дорожные знаки».  Это спектакль-откровение о нашей современнице – «первой леди израильской поэзии и музыки», как уважительно называют автора неофициального гимна  Иерусалима  «Йерушалаим шел заа́в» / «Золотой Иерусалим» (слова, заимствованные из псалма Давида) замечательную поэтессу «еврейских сердец» и композитора-мелодиста  Наоми Шемер (1930-2004)  у себя на родине. 

Сюжет строится на курьезной истории. Незадолго до смерти Наоми призналась, что  «в мелодии гимна Иерусалима есть заимствование из народной музыки басков».  Факт сам по себе не такой уж значительный: мало ли мелодий – своих и чужих – крутится у музыканта в голове. Композитор Мишель Лёгран, например, часто вспоминает такую забавную историю: «Как-то я просыпаюсь утром и понимаю, что нашел замечательную мелодию. Я быстренько записал ее и  бросился звонить  своему другу. «Превосходно! – ответил он. – Только у этой мелодии уже есть автор, ведь это “Гимн Советского Союза”». «Черт возьми! Откуда она появилась у меня в голове?!» – только и смог я сказать». 

Нечто подобное,  видимо,  произошло и с Наоми, однако это «событие»  позволило  авторам  пьесы (Орен Якоби и Гиора Яхалом) и режиссеру (Моше Кептен) показать кумира нации не на пьедестале успеха и славы, а в потоке повседневной жизни как обыкновенную женщину с присущими ей достоинствами и недостатками, радостями и горестями, влюбленностями и расставаниями, сомнениями и страстями; женщину талантливую, смелую, сохраняющую верность своим идеалам...  Женщину, которая могла сказать: «Я не боюсь предстать пред Господом,  держа в руках гитару с оборванными струнами».  Наоми Шемер в жизни и на сцене была и остается одним из создателей оригинальной израильской песенной традиции, а некоторые ее песни стали символами судьбоносных событий в истории Израиля. Многие из них прозвучали в спектакле. 

О театре восторженно отзывались Максим Горький и Фёдор Шаляпин / Фото: Предоставлено Вахтанговским театром

«Дорожные знаки» – спектакль очень театральный. Он  поставлен в традициях эстетики «вахтанговского театра», когда психологизм уживается с гротеском и импровизацией, когда шутка соседствует с иронией и самоиронией, когда яркая зрелищность подчеркивает смысл  «знаков» жизненного пути героини  длиною в полувека (фактически вся непростая история Израиля!)…  Обладая даром сценического перевоплощения, четыре замечательные актрисы (Хила Шалаеф, Ревитал Зальтсман, Дафна Декель и Сандра Саде) создали  незабываемый  образ Наоми Шемер в разные периоды ее  жизни – поэтически возвышенный, романтически трогательный и женственно-обаятельный.  

Под стать им и другие исполнители «Дорожных знаков»,  составляющие  прекрасный  актерский ансамбль (ценное с вахтанговских времен качество театра «Габима»):  Дов Райзер (Мордекай Хоровиц), Рики Блих (Амалия), Таль  Маосери (Хилик), Тувал Шафир (Эхуд), Матан Шавит (Ран), Надир Эльдад (Молодой Мордехай)… 

Слова в спектакле задают смысл действу, музыка расцвечивает среду обитания, танец воссоздает жизненный ритм  Нового Израиля: юного (70 лет – не возраст!) и вечного, шумного и талантливого, веротерпимого и гостеприимного, делового и праздничного, с улыбкой на губах и грустью в глазах…  Большая заслуга в успехе «Дорожных знаков» художников. Шани Тур  создал образную и функциональную сценографию, Елена Келрих приодела персонажей сообразно времени и месту действия, Меир Алон обогатил сценическое действо выразительным светом.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Любовью оскорбить нельзя

Мариус Петипа - хореограф на все времена

Смешенье танцев: русского с американским 

amp-next-page separator