Фильм «Собибор» повествует о бунте в одноименном немецком лагере смерти, который случился в октябре 1943 года / Кадр из фильма «Собибор»

Собибор выдвинут на «Оскар». Критики прокомментировали шансы на победу

Развлечения
Экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен прокомментировал "ВМ" выдвижение на премию "Оскар" фильма Константина Хабенского "Собибор" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

- Мне не кажется, что "Собибор" может претендовать на "Оскар". Это фильм достаточно неопытного режиссера, с большими пробелами. Поэтому в его успехе я, честно говоря, сомневаюсь. Хотя само по себе появление такой картины я, конечно же, одобряю. Но то, как она сделана, не только меня, но и многих не очень устраивает, - сказал Виктор Матизен.По мнению кинокритика, на "Оскар" от России можно было бы выдвинуть фильм Сергея Ливнева "Ван Гоги" (выйдет в прокат 8 ноября - "ВМ") и "Историю одного назначения" Авдотьи Смирновой.- В данном случае идет расчет на то, что тема холокоста неизменно волнует американских киноакадемиков, поэтому они должны обратить на нее внимание. Но "Собибор" и другие картины, которые я назвал, не являются безусловными кандидатами, такими, как были, например "Елена" или "Левиафан" Андрея Звягинцева. У меня нет сомнений, что Хабенский добросовестно подошел к вопросу, но в силу своей режиссерской компетенции, - отметил Виктор Матизен.

Фильм "Собибор" повествует о бунте в одноименном немецком лагере смерти, который случился в октябре 1943 года. Восстание возглавил лейтенант Красной Армии Александр Печерский, роль которого исполнил сам режиссер картины Константин Хабенский. В фильме также снимались Мария Кожевникова, Кристофер Ламберт, Михалина Ольшанска и Фелисе Янкелль.

Напомним, что картину выбрали на специальном голосовании в московском Доме кино. Большинство членов комиссии выбрали «Собибор».

КОММЕНТАРИИ

Симон ОСИАШВИЛИ, Член Союза писателей Москвы, поэт-песенник, певец, заслуженный артист России:

- Я поддерживаю решение российского оскаровского комитета, и если бы я был членом американской киноакадемии, то проголосовал бы за то, чтобы наш «Собибор» был признан лучшим иностранным фильмом года и получил Оскар. У меня сжималось сердце, когда я смотрел это кино: от ненависти к эсэсовцам, от сочувствия к узникам и гордости за них! Уверен, что подобные эмоции испытывают и члены американской киноакадемии – они же тоже нормальные люди. Я рад, что этот фильм был снят, наконец, и у нас, потому что этим небольшим эпизодом второй мировой войны мы вправе гордиться более, чем другие страны. Национальный момент, думаю, прибавляет шансы на успех нашего фильма в Америке, учитывая состав членов американской киноакадемии.

Дмитрий «Гоблин» Пучков, блогер, переводчик, кинокритик:

- Логически рассуждая, поскольку место зарубежных фильмов займут отечественные, то прокат разнообразится. Но это никак не говорит о качестве тогт и другого кино. Что касается рынка кинопроката, то он просядет. Поскольку если на какого-нибудь «Человека-паука» зрители заносят по миллиарду рублей, а на какого-нибудь «ОЛевиафана» не заносят вообще, если насытить прокат такими «Левиафанами» смотреть их не будут.

Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино:

- Я пока не видел текста предложения, но чисто теоретически, если одни фильмы ограничат в прокате, то их место займут другие. Да, разнообразия станет больше.  

Андрей Батурин, почетный деятель искусств города Москвы, председатель Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей:

- Это настоящее произведение искусства, добротное кино, сохраняющее на века подлинность истории и достоверность событий Великой отечественной войны. И, что важно, это тема интернациональна. Здесь есть о чем поразмыслить многим людям представляющих те или иные государства, те или иные мировые интересы. Но главное это понятно, это не надо объяснять и ничего никому доказывать. Поэтому чтобы подобные трагедии не повторялись, это нужно смотреть всем. В том числе и Оскаровскому комитету. Желаю Хабенскому победы. Безусловно его фильм заслужил выдвижения на «Оскар», учитывая подлинность истории и качество работы. Тема интернациональна и понятна любому образованному человеку любой национальности. Это даст возможность показать качественный российский фильм, снятый в лучших традициях отечественного и мирового кинематографа.

Юрий Назаров, народный артист России:

- Что касается фильма «Собибор», то такие темы должны обязательно рассматриваться в искусстве, звучать громко, звучать на весь мир, будоражить зрителя. Важно, чтобы мы не забывали страшные моменты нашей общей истории. Чтобы подобное не повторялось. И любой киносмотр, в том числе и «Оскар», - это трибуна, это возможность для режиссера быть услвшанным.

Игорь Карташев, заслуженный артист России, актер театра им.Вахтангова:

- Я с большим уважением отношусь к Константину Хабенскому и его актерским работам. Желаю ему победы. Но меня тревожит вопрос, насколько российский режиссер-дебютант сможет соревноваться с теми сильными режиссерами, чьи работы обычно бывают представлены в этой номинации. Хотя тема, которая легла в основу картины, безусловно обращает на себя внимание.

Леонид Павлючик, кинокритик:

- Фильм производит сильное эмоциональное впечатление. Да, это неровное, иногда откровенно корявое, но при этом искреннее и честное кино. Напоминающее о том, что война — это ад на земле. Это людские жизни, брошенные в топку дымящихся печей. В эпоху, когда политики бряцают оружием, фильм Хабенского служит наглядным и яростным предостережением от подобного рода исторического беспамятства.

Анна Обозная, директор телекинофорума "Вместе":

- Я не уверена в правильности выбора нашего оскаровского комитета. Думаю, подобный фильм в номинанты не пройдет. Сама тема этой картины для тех, кто решает слишком острая.

Вениамин Фильштинский, театральный педагог, режиссер, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства:

- Фильм "Собибор" мне очень понравился. Я всегда говорил Косте Хабенскому, что у него есть режиссерский дар. Он очень пытливый, вдумчивый, глубокий, основательный художник. Он аналитик, а это хорошее качество для режиссера.

Войтек Ласки, польский фотожурналист:

- Удивительна история восстания в Собиборе. Тема эта, как ни удивительно, актуальна и сейчас. Недавно на выставке в Музее толерантности Министерство обороны России показало новые фотодокументы, связанные с Собибором. Это уникальный случай успешного восстания в нацистком концлагере. Не уверен, что американцы осилят эту тяжелую тему - фильм выдвинула Россия, но даже если он не получит статуэтку, сам факт номинации очень хорош для российского кино.

Илья Васильев, глава Фонда Александра Печерского:

- Для меня известие о том, что фильм выдвинут на «Оскар» - очень радостное. Это само по себе в значительной степени является успехом. О Собиборе не сохранилось почти никаких документов, кроме воспоминаний очевидцев. И задача фильма - рассказать каждому школьнику о трагедии холокоста. С этой задачей фильм справился и, я надеюсь, это по достоинству оценят американские киноакадемики.

amp-next-page separator