Роль главного героя исполнил артист Гоголь-центра Никита Кукушкин / Кадр из фильма «Топливо»

Тарковщина и народный фольклор: экскурс по короткому метру «Кинотавра»

Развлечения

10 июня на «Кинотавре» показали первую треть конкурсной программы короткометражных фильмов. Работы авторов удивили разным уровнем владения киноязыка и степенью воздействия на сидящего перед экраном.

Режиссер Ирина Ходюш в своей картине «Думай позитивно» показала отличный навык вовлечения зрителя в нереалистичную, гиперболизированную историю. В центре сюжета немолодая девушка, которая работает в контроле над животными и в очередной раз пытается завести серьезные отношения. К сожалению, найти общий язык с собаками ей куда легче, чем с мужчинами. Лента получает неожиданный поворот, когда выясняется, что у главной героини есть чудаковатые особенности в интимном плане. Справиться с трудностями ей помогает не менее странный психотерапевт.

Ярослав Лебедев представил свой короткий метр под названием «Красиво жить». Интригующее в завязке кино оказалось довольно пресным в развитии. Мужчина средних лет платит за то, чтобы ему сломали пальцы. На самом деле персонажу необходим больничный, а точнее деньги. После этого кульминация резко затухает, оставляя зрителя наедине с когнитивным диссонансом. Вероятно, лента обрела бы совсем иной смысл, имея другое название.

7-ми минутная «Мирная жизнь» Ивана И. Твердовского оказалась невнятным по посылу обрывком черновика или алогичной зарисовкой автора. Парень и девушка залезают в танк. Тут надо отметить, что о местонахождении персонажей сообщает молодой человек, ведь доступное взору зрителя пространство внутри военной машины не позволяет увидеть даже просто героев целиком. После нехитрых манипуляций с техникой пара ругается, девушка убегает в лес, где их обоих настигает неистовая страсть. Если режиссер хотел показать как насилие разделяет мировосприятие человека на до и после, то истории не хватило последовательности, риторики. Прерывистая хронология происходящего не позволяет смотрящему обнаружить хоть какой-либо новый смысл или интересную точку зрения на понятный вопрос. А оставлять всевозможные додумки на долю зрителя — плохая затея, говорящая о неспособности автора конкретно объяснить и воплотить в жизнь собственную фантазию.

Следующей картиной выступило «Топливо» Михаила Архипова. Что примечательно, роль главного героя здесь также исполнил замечательный артист Гоголь-центра Никита Кукушкин. Кроме того, этот фильм-метаморфроза тоже начинается со сцены вождения персонажем военной техники. Дальше берет начало неубедительная попытка режиссера в тарковщину или авторское изложение «Сталкера», о котором мы не просили. Оба фильма скрасила игра актера, его чувственность, бессловесная сила убеждения в достоверности происходящего и пластика. У «Топлива» есть харизма, но нет внутренней философии. Переусложненный язык повествования, пытающийся скрыть отсутствие гениальности под псевдоинтеллектуальной оболочкой, превращает красивый спектакль в пустую буффонаду. Сюжета как такового нет, молодой человек попадает в сарай алхимика, где пытается добыть топливо при помощи чудо-машины с зарисовок а-ля Леонардо да Винчи. Неясным образом ближе к финалу в картину врывается политика.

Приятно удивила своим дебютом в качестве режиссера Паулина Андреева с лентой «Плачу с вами». Главный герой зарабатывает деньги тем, что приходит на похороны к тем, у кого было мало друзей. Он исполняет особые ритуальные услуги для родственников — эмоционально скорбит по ушедшему. Лаконичная и преисполненная едкой сатиры история о человеческой несостоятельности перерастает в глубокую драму о том же самом. Пройдясь сарказмом по разным порокам, притча обретает неожиданно горькое окончание.

Мужчина платит деньги за то, чтобы ему сломали пальцы / Кадр из фильма «Красиво жить»

«@Жених» Елизаветы Стишовой стал украшением программы. Деревенская девушка средних лет по Интернету находит себе суженого. Но не простого, а... отбывающего срок в тюрьме. Она покупает красное белье и печет пироги с клубникой, ведь сегодня он должен наконец приехать к ней. Вот только окажется ли он таким, как она себе представляла? Красиво сотканная история в красках национального колорита заставляет по-новому взглянуть на женскую половину человечества, хотя и не рассказывает ничего, что мы не знали до этого. В целом картина является искрометной фантазией о том, как русским девушкам истерически хочется замуж, а не за кого. И о том, как отсутствие близости воспитывает в них человечность.

Самой короткой на смотре стала лента Вадима Валиуллина «Выкупить за 60 секунд». Поразительный пример того, как за 3 минуты можно рассказать полноценную, простую и понятную зрителю историю, которая при этом не будет тривиальной и полой. 3 бандита, заложник, бомба с заведенным таймером. Казалось бы, что интересного тут должно произойти? Кино является подтверждением того, как автор может заковыристо и с юмором подать самую тривиальную историю. Как говорится, краткость — сестра таланта.

«Неудачник» Романа Трофимова — очень выдержанное по логике и настроению произведение. Голос в трубке говорит парню, что он задолжал большую сумму денег банку. Его бросает девушка, которой он оплатил запись музыкального альбома и клип. Она говорит, что он лузер и должен освободить квартиру в ближайшие дни. Он напивается, а после к нему приходит нежданный гость. Несмотря на кажущуюся банальность, картина не является плоской и одномерной. Автору удается заставить зрителя сопереживать герою даже в такой глупой ситуации. Но будут и сюрпризы, которые позволят воспринимать персонажа критически.

Картина «Ты его любила?» Елены Поляковой завершила первую треть смотра короткого метра. То нежная, то грубая, то истерическая комедия перерастает в трепетную драму ближе к концу. Пожилая, но очень красивая и ухоженная женщина заставляет внука поехать вместе с ней в гости к давнему знакомому. Прихорашивается, покупает вино и продукты для мужчины. Ссылаясь на то, что престарелый художник-инвалид одинок и ему нужна помощь, она оправдывает в глазах парня собственный альтруизм. Однако в этой истории есть свои подводные камни: страхи и сомнения начинают вырываться наружу, вскоре все идет совсем не так, как планировалось. Режиссеру удалось запутать зрителя там, где казалось бы нет ничего сложного. Раскрывая карты по одной в финале, автор нежно расставляет для наблюдающего все точки над «и».

Читайте также: «Я вам не скажу за всю Одессу»: каким оказался фильм открытия «Кинотавра»

amp-next-page separator