«Троица» и «Керосин»: обзор фильмов конкурсной программы «Кинотавра»
На юбилейном 30 фестивале «Кинотавр» представили новую картину режиссера Ян Гэ «Троица», а также «Керосин» Юсупа Разыкова.
Интимная история китаянки Гэ, проживающей в Москве, во многом списана с реальной жизни. По ее признанию, после просмотра многочисленные зрители уверяли ее, что увидели на экране себя.
В центре сюжета трио во всех смыслах этого слова. «Троица» — это и насмешливое название любовного треугольника, и презентация модели треугольника Карпмана, и самое очевидное: главные герои — представители трех разных рас. В тоже время фильм и о Боге, так что уйти от религиозной коннотации названия не удастся.
Марго признается мужу, что у нее уже некоторое время есть любовник — ее студент-афроамериканец Антон. Георгий реагирует не так, как она ожидала. Религиозный семьянин пытается убедить девушку, что это не конец для их отношений. Он прощает жену и просит ее остаться во что бы то ни стало. В свою очередь, студенту ей предложить нечего, кроме, опять же, одной любви. Необходимость выбора между обустроенным домом, где ждет богатый муж и молодым художником загоняет ее в угол.
Сам того не осознавая, Георгий начинает манипулировать пока еще женой, а Антон, напротив, дает ей полную свободу действий. Оба они лишь осложняют для Марго непростое решение. В этот момент в ее жизни возникает новая троица. Попытка бегства приводит ее к старомодному священнику, а затем к прогрессивному психологу. Но оба они также не смогут помочь ей разобраться в себе.
Еще одно метафорическое трио возникает в фоновом режиме. Три богини судьбы — прошлое, настоящее и будущее — раскидывают кости, потешаются и сожалеют о решениях Марго.
Не найдя себя в католической вере, она ненадолго возвращается к матери в Китай и приходит в буддистский храм. Доведенные до истерики и исступления мужчины перестают контролировать свои поступки. Лишь пустые зеркала, в которые заглядывает в финале героиня, будут намекать ей, что ответ стоит искать в самой себе.
Ранее Ян Гэ рассказала в интервью о процессе создания «Троицы».
Гораздо более сложно объяснимой в художественном плане будет картина «Керосин». Для облегченного переваривания материала, режиссер поделил фильм на части. Каждая из них имеет название и кроет в себе тайну, ответ к которой становится понятен ближе к концу очередной главы.
Кино поэтапно знакомит нас с бедами глубоко пожилой старушки. Она одна живет в деревне, муж умер, дочь с внучкой редко приезжают помочь. Каждую ночь бабушке снятся пророческие сны, смысл которых она будет старательно разгадывать. Кропотливым трудом это будет и для зрителя.
Отгадки будут прятаться между строк, в репликах героев и выразительных сюжетных поворотах. Самая главная прозвучит почти в начале фильма.
Единственное, в чем уверена старушка — сны ей посылает умерший муж. При жизни он держал ее в ежовых рукавицах, а порою и бил. И даже после смерти Петр Иванович не дает ей покоя. Кажется, она того и не хочет.
Имя погибшего супруга врежется в память зрителя не меньше, чем его взгляд, который ловит с выцветшего фото на стенке каждое утро бабушка. Просыпается с ним, засыпает с ним, живет им одним.
Фильм-притча одновременно и о нелегкой женской доле в этом мире, и о роли женщины в бардаке под названием жизнь в принципе. Чарует, выматывает, завораживает, терзает и не дает о себе забыть даже после финальных титров.
Читайте также: Тарковщина и народный фольклор: экскурс по короткому метру «Кинотавра»