Ян Гэ: Я хочу снимать кино, которое меняет мировоззрение зрителя
На фестивале «Кинотавр» презентовали новый фильм актрисы Гоголь-центра и начинающего режиссера Ян Гэ «Троица». Корреспондент «Вечерней Москвы» узнал интересные подробности о процессе создания кино, а также поговорил с артисткой о том, что составляет залог успеха хорошей картины, как все успевать и зачем вообще жить.
— Ваш дебютный фильм «Ню» в 2018 году на Московском международном кинофестивале (ММКФ) получил специальный приз жюри. В этом году вы представили на «Кинотавре» свой второй полный метр. Насколько важен для вас сам факт получения награды в принципе?
— Конечно, получить приз — это всегда приятно. Это значит, что профессионалы киноиндустрии высоко оценили твою работу. «Троицу» отобрали в конкурс «Кинотавра» и я очень рада этому. Не знаю, что будет дальше, но в любом случае для меня важна оценка моего труда и обычным зрителем. Я и моя команда много сил вложили в создание этой картины и мне важно узнать мнение человека, который этот фильм увидит. Важно понимать, что ты не зря все это делал. В идеале я бы хотела, чтобы просмотр кинофильма что-то менял в зрителе. Чтобы он приходил одним, а выходил другим человеком.
— Вы много снимались как актриса. Из своего опыта работы с режиссерами вы наверняка сделали выводы о том, как будете или не будете себя вести со своими актерами?
— Режиссер должен уважать своих актеров, прислушиваться к их мнению. Общение — очень важная составляющая, я люблю обсуждать процесс создания картины. Еще я очень люблю поесть и не допущу, чтобы мои актеры на площадке ели холодную еду. Тем более невкусную. Мне было важно, чтобы ребята хорошо питались и комфортно себя ощущали.
— Во время съемок наверняка происходили какие-то интересные ситуации, расскажите о них?
— У нас было всего 15 дней для того, чтобы отснять фильм. Проекту предшествовала масштабная подготовка, мы с командой все продумали заранее. И в середине процесса я заболела. Продюсеры уговаривали меня приостановить съемку, нужно было ложиться в больницу. Мне нельзя было бегать, а мы должны были снимать ту сцену в конце фильма, где я бегу босая по улице. В Москве стояла осень, температура — 2 градуса. Сначала мы нашли мне дублера, который должен был сыграть за меня. Но я считаю, что это было бы нечестно. Тогда я придумала взять из гипермаркета тележку, меня катали на ней, а я сидела и плакала, этот момент отсняли крупным планом. А отдельно крупным планом сняли босые ноги, бегущие по тротуару. Другой интересный момент случился, когда мы выбирали церковь, в которой происходит часть действия фильма. В Москве всего 4 католических собора и договориться о съемках там почти невозможно. Но мы сделали невозможное, Грета (Шушчевичюте, сценарист — прим. ВМ) сделала.
— Ян Гэ выбрала храм на Малой Грузинской. Нам сразу сказали, что ничего не получится, но мы решили попробовать. Зашли внутрь, дошли до чаши со святой водой, — рассказывает Грета. — Решили очиститься с ее помощью. Потом пошли к отцу Владимиру, рассказали ему про сценарий. Очень боялись, ведь сценарий немного провокативный. Мы выложили ему все как есть и все получилось.
— Что как режиссер вы вынесли для себя из съемок первого фильма? Был какой-то опыт, который помог вам лучше понять/прочувствовать процесс создания кино, что вы изменили в своем подходе?
— Когда бюджет маленький — создавать кино дико сложно, когда у тебя нет слаженной команды. Это значит, что все придется делать самому. Первый фильм мы снимали вдвоем с моим оператором Марией Андросовой. Вот и вся съемочная группа. Это было большим испытанием. Еще я поняла, что работать с непрофессиональными актерами очень тяжело. Актер — это все же профессия.
— А что, в свою очередь, является залогом для создания успешного фильма?
— Когда я создаю кино, я не думаю о том, насколько оно будет успешным. Так что, наверное, залог успеха — не думать о нем, не просчитывать наперед. Нужно любить то, что делаешь, а не думать о выгоде. Важно спроецировать эту любовь на зрителя через кинополотно, тогда он почувствует все, что нужно. Это будет в воздухе, такой вот секрет.
— Какая часть кинопроизводства стала самой сложной для вас?
— Самое сложное для меня — быть главной актрисой в картине и режиссером одновременно. Режиссер Ян Гэ заставляла актрису Ян Гэ быть уродиной, когда это необходимо в кадре. Также я должна сначала естественно, правдоподобно сыграть/прожить эпизод, выложиться по максимуму. А потом резко собраться и отсмотреть, что получилось. И по новой. Особенно сложно отражать негативные эмоции. Был момент, когда я просто не могла заплакать. Благо рядом со мной была Грета, она отличный режиссер и педагог по актерскому мастерству. Она усадила меня в ванную и подготовила к сцене за одну минуту.
— В фильме есть очень мощная сцена, где вы в одиночестве сидите ночью в парке, едите печенье и рыдаете.
— В тот день мама положила с утра мне печенюшку в карман пальто. А я именно в этой сцене решила, что должна не просто сидеть и пускать слезы, должно быть какое-то действие. Мы искали кофейню, магазин в округе, чтобы купить еду — ничего не нашли. Вдруг я обнаружила это печенье в кармане, очень к месту.
— Для одних режиссеров съемочный процесс — это большая мука, а другим доставляет большое удовольствие. К какому лагерю вы бы себя отнесли?
— Параллельно с созданием «Троицы» я работала в Гоголь-центре. Я снимала ночью, утром шла на репетицию, был период когда я почти не спала. Когда-то спала в машине, это был ад. Но от испытаний люди становятся сильнее, поэтому такой опыт — он интересный. Съемки никогда не бывают быстрыми и легкими, люди ругаются в процессе. Потом я монтировала фильм, тоже было трудно. Это целый год работы, не просто 15 дней поснимали и все на этом. Но меня окружали друзья, поэтому было и весело.
— Как вам удается так много всего успевать?
— Я все планирую в телефоне, в календаре. У меня все распределено по времени, не нужно ничего запоминать даже. Стараюсь все время делать что-то полезное, по чуть-чуть. Например, пока еду в метро — повторяю текст своего персонажа перед репетицией.
— Остается время на себя в таком графике? Послушать музыку или почитать книги?
— Я не слушаю музыку, я живу в абсолютной тишине. Читаю в основном профессиональную литературу: про драматургию, про монтаж.
— А в кино успеваете ходить? За кем из российских режиссеров следите?
— Мне нравится Анна Меликян. Люблю фильм «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Кстати, ее кинолента «Верность» тоже участвует в конкурсе «Кинотавра» сейчас. Я очень люблю мультфильмы. «Тайна Коко» — замечательный пример. Мечтаю сыграть «Русалочку» когда-нибудь.
— Что дарит вам вдохновение? Вы нашли свою музу?
— У меня есть такой человек, мой фаворит. Это актер Гоголь-центра Гоша Гудренко. Он есть в каждом моем фильме в той или иной степени. В этот раз он озвучил на русском речь любовника главной героини Антона. Я очень ему доверяю. Для меня муза — это всегда мужчина, как наверное для мужчины-режиссера — это женщина.
— И, наконец, что самое важное в жизни?
— Любовь. Делать то, что ты хочешь. Быть собой и радоваться жизни.
СПРАВКА
Ян Гэ родилась и выросла в Китае.
По окончании школы, она приехала получать высшее образование в Россию. Поступила в Тульский университет. После переехала в Москву и изучала актерское мастерство во ВГИКе.
Была участницей шоу «Голос», где выступала в команде Димы Билана.
Читайте также: Тарковщина и народный фольклор: экскурс по короткому метру «Кинотавра»