Бах и джаз
Непревзойденный мастер полифонии, Бах написал более 1000 музыкальных произведений на все значимые жанры своего времени, кроме оперы.
«Истинный отец гармонии», как называл его Бетховен, Бах, подобно Шекспиру в литературе, по праву считается композитором номер один в музыке. Сегодня в это трудно поверить, но уже в XVIII веке наследие великого композитора считалось устаревшим, а сам Бах больше был известен, как отец Бахов-младших. Особенно выделялся Карл Филипп Эммануил Бах – один из основателей классического музыкального стиля, о котором сам Моцарт говорил: «Он – отец, мы – дети».
«Возрождение» Иоганна Себастьяна Баха началось спустя почти век после его смерти. 11 марта 1829 года в Берлине состоялось крупнейшее музыкальное событие: оркестр под руководством 20-летнего Феликса Мендельсона исполнил одно из самых пронзительных произведений Баха «Страсти по Матфею». К тому времени совершенно забытая композиция (правда, сокращенная и переписанная Мендельсоном) поразила современников настолько, что концерт был исполнен и в день рождения Баха – 21 марта. «Страсти по Матфею» можно было услышать во Франкфурте, Дрездене и Кёнигсберге.
Гегель, посетивший берлинский концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого только недавно вновь мы научились ценить в полной мере». С тех пор популярность Баха стала расти день ото дня. В 1850 году было основано Баховское общество, оно занялось сбором, изучением и распространением произведений Баха. В последующие десятилетия было опубликовано практически все музыкальное наследие композитора. Влияние Баха сказалось не только на сочинениях первых его пропагандистов - Мендельсона, Шумана, Брамса, но и на авторах, с первого взгляда от него далеких, как Шопен, Лист, Вагнер («Мейстерзингеры» последнего являются удачным и единственным перенесением принципов баховской полифонии на музыкальную драму).
В XX веке произошло подлинное возрождение музыки великого немецкого композитора. Оно шло в двух направлениях: аутентичном и интерпретационном. В первом случае - это максимальное приближение звучания к старинному: восстановленные инструменты, поиски нотных записей. Во втором случае - предложение собственных трактовок.
Глен Гульд - один из самых ярких мастеров этого направления. В 60-е годы появились первые джазовые обработки, в частности - вокальной группы «Swingle Singers», которая записала некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга с «ненавязчивыми» ударными. В дальнейшем многие музыканты исполняли баховские произведения в джазовой интерпретации, такие как Жак Лусье и Бобби Мак Феррин.
[OBJ «Swingle Singers» - Прелюдия и фуга №1]
В современных интерпретациях и джазовых «стандартах» слышна полифония, которая наиболее свойственна Баху, она присутствовала в раннем нью-орлеанском джазе. В эпоху свинга она так отчетливо уже не звучала. А вот музыканты кул-джаза, как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, частично заимствованные у Баха.
Многие музыканты отмечают сходство этих, на первый взгляд, разных стилей. Нужно отметить свободу выражения и трактовки в этих работах. Да и сам принцип обработки баховских тем - импровизационный джазовый стиль. «Джаз имеется в самой природе баховской музыки, – сказал Жак Лусье в интервью. – Ведь композитор использует тот же тип басовой линии. Сходна c джазовыми, также конструкция баховских тем, которые в большинстве случаев состоят из 8 или 12 тактов, как в блюзе, 16 или 32 тактов, как в джазовых стандартах».
Легендарный саксофонист Ли Кониц в одном из интервью однажды сказал: «Я слушаю своего Баха и всегда стараюсь не забывать, что джаз вышел именно из него. Я думаю, что Бах был самым первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз. Меня глубоко трогают удвоения темпа и музыкальные фразы, которые можно считать очень джазовыми. Почти ежедневно я прослушиваю его сюиты для виолончели. Более грандиозной, более возвышенной музыки я просто не знаю».