Главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Назвали лауреатов премии журнала «Знамя»

Развлечения
В четверг, 22 января, журнал «Знамя» наградил своих лучших авторов ежегодными премиями.

Орденов за плодотворное сотрудничество с журналом удостоены поэт Олег Чухонцев и литературный критик Майя Кучерская. Лауреатами стали Александр Кабаков «Частное слово»), Владимир Орлов («Чудаков. Анатомия. Физиология. Гигиена»), Саша Филиппенко («Замыслы»), опубликовавший в сентябре «Крутящийся дервиш» Григорий Кружков. Екатерина Кюне получила премию за лучший дебют от Фонда социально-экономических программ. Главный редактор журнала Сергей Чупринин получил премию Фонда «Содействие» за «фейсбучный роман» воспоминаний «Вот жизнь моя».  

Накануне вручения о традиционном зимнем празднике журнала «Знамя» рассказал «ВМ»  главный редактор Сергей Чупринин:

– Мы его называем именно зимним праздником, потому что хотим, чтобы он имел более широкое значение – не только внутрижурнальное, но и для всей нынешней литературы. Премию вручаем более 20 лет. Начали в 1993 году, и тогда было главным стимулом попытаться компенсировать хотя бы лучшим нашим авторам практическое отсутствие гонораров. Журнал был беден, платили им унизительно мало – мы и сейчас платим унизительно мало, и нынешний кризис явно здесь не исправит положение, только ухудшит, но главное назначение премии все-таки не в том, чтобы порадовать автора и его семью, а указать на самые интересные вещи, которые появились в журнале, соответственно, как мы и надеемся, стали событиями в нашей литературе. Лауреатами премии были замечательные писатели Георгий Владимов, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина – честь и украшение отечественной литературы. Для нас очень важно, что каждый год мы указываем не только на новые произведения классиков, но и на произведения людей, которые только-только начинают свой литературный путь. Поэтому перечень премий начинается всегда с номинации «Дебют «Знамени». Это обычно совсем молодые люди – поэты, прозаики, литературные критики, первый шаг которых нам показался уверенным и многообещающим. С тех пор стали вручать премии практически все журналы, но у нас своя специфика: поскольку у редакции денег не много, мы приглашаем друзей журнала выступить спонсором той или иной премии и как бы разделить с нами эту честь. Поэтому среди традиционных для «Знамени» друзей, которые не по одному разу вручают премию, и Всероссийская библиотека иностранной литературы, и Совет по внешней оборонной политике, и Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, и другие институции.

– Какие надежды связываете с Годом Литературы?

– Литература живет не праздниками: для нее что праздник, что будни – все равно, пришло бы вдохновение писателю, поэтому мы отнюдь не ожидаем, что Год Литературы хоть каким-то образом изменит состав того, что пишется на русском языке сейчас – так и не бывает, правда? – это обычно, нормально. Мы рассчитываем только на то – и то не очень уверены, к сожалению, что, может быть, изменятся в лучшую сторону условия бытования литературы. То есть будет привлечено внимание к тому, что пишется здесь и сейчас, широких читательских масс, потому что этим никто никак не озабочен. В отличие от многих других стран – всегда является примером, когда ты приезжаешь на книжную ярмарку, предположим, в Париж или во Франкфурт, то ты видишь, что это становится главным событием и города, и всей страны. Об этом пишут все газеты, появляются рецензии, интервью с авторами, баннеры на улицах, вечера, выступления и огромный интерес публики. Достаточно сравнить с нашими книжными ярмарками, которые проходят где-то в отдаленном павильоне и являются событием этого павильона. Это неправильно, и мы очень рассчитываем на то, что вся энергия организаторов Года Литературы, тех, кто будет его обеспечивать, не уйдет только в парадное заклинание и в какие-нибудь театрализованные дорогостоящие мероприятия. Мы бы очень хотели, чтобы в этом году подумали, наконец, и о положении писателей в мире, их социальных правах и возможностях. Потому что литература сейчас делится на малое число авторов-брендов, у которых все хорошо и с гонорарами, и с тиражами, и с успешностью, и с признанностью. Ну сколько это человек: пять, десять в лучшем случае? А литература наша по-прежнему велика и обильна – порядка только в ней нет, как говорили еще в Средние века. И вот помочь этим талантливым людям, чтобы их книги стали известными, а их условия жизни – более пристойными, в этом, мне кажется, назначение Года Литературы.

– Ожидаете всплеска популярности журнальной литературы?

– Понятие «журнальная литература» – очень условное. Мы ведь не печатаем чего-то такого, что не печатают другие, тем более что реальность сейчас выглядит следующим образом: мы публикуем сейчас, предположим, новый роман, а он буквально через несколько месяцев выходит отдельной книжкой, и эти книжки попадают в номинационные списки, часто – в шорт-листы и в списки лауреатов больших литературных премий – и Букеровской, и «Большой книги», и «Национального бестселлера» и других. Кстати, если я не ошибаюсь, журнал «Знамя» дал нашей литературе самое большое число лауреатов Букеровской премии и премии «Большая книга». Поэтому обычно для нас, что лауреат журнальной премии одновременно становится и признанным во всем нашем обществе.

– Что у вас сегодня вызывает оптимизм?

– Россия – страна парадоксов. Согласитесь, что сейчас в современном российском обществе читают все меньше. Это ужасно. Но на русском языке пишут все больше. Всякое, разумеется, пишут. И очень много «мусора» и в Интернете, и на печатных страницах. Благо сейчас обнародовать свое произведение совсем нетрудно. Среди этого «мусора», вещей заурядных, посредственных блещут иногда такие жемчужины, которые читать надо обязательно каждому интеллигентному человеку в нашей стране, и переводить, и, слава богу, переводится, и поднимает престиж русской литературы и России больше, чем что бы то ни было. Мы гордимся тем, что именно в «Знамени» начали литературный путь и Виктор Пелевин, и Михаил Шишкин, и многие другие писатели, которых не надо представлять уже не только в России, но и во Франции, Соединенных Штатах, в Китае, других странах. И то, что не скудеет плодоносящая нива, и что по-прежнему бьется родник вдохновения в нашем малогостеприимном климате, – вот это и вызывает оптимизм.

amp-next-page separator