Первый показ оперы Стравинского «Царь Эдип». В партии Эдипа — Валерий Микицкий, Иокаста — Наталья Зимина / Фото: Юрий Покровский

Две оперы-«короткометражки» про знание, которое убивает любовь

Развлечения
Накануне главной премьеры сезона — опер «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Царь Эдип» Игоря Стравинского, предваряя первый публичный, но еще неофициальный показ, постановочная группа вышла на сцену, чтобы объясниться с будущей аудиторией. На этой встрече побывал и музыкальный обозреватель «ВМ».

В качестве увертюры к беседе постановщик двух «короткометражных» опер худрук вахтанговской труппы Римас Туминас признался, что не встречал еще такого «смешного» театра, музыкальный руководитель премьеры Феликс Коробов начал разговор с шутки, заметив, что «ничего, кроме бюджета, эти две очень разные оперы не объединяет. Их разделяет всего десять лет, но скорость изменения музыкального языка была настолько бешеной в начале ХХ века, что они кажутся двумя отдельными планетами», — заключил дирижер.

Но два разных мира — античного мифа, поведанного Софоклом, и французской символистской сказки Метерлинка — Римас Туминас виртуозно связал, рассказав маленькую притчу про счастливую семейную пару, где муж и жена каждый вечер разговаривали о том, как они воспринимают друг друга, а доверив свои мысли дневникам и однажды обменявшись ими, они, не сказав больше ни слова, расстались навсегда.

— Чтобы любить, надо чего-то не знать. Все мы так неудержимо стремимся к истине, а я бы повторил вслед за Катуллом: надо опустить паруса, — заключил Туминас. — И Эдипа с Иокастой, и Герцога с Юдит убивает неудержимое стремление постичь истинную природу их, казалось бы, обычного счастья.

Художник Адомас Янцовскис был лаконичен, констатировав, что в своей работе шел от музыки. Хореограф Анжелика Холина рассказала, что Римас Владимирович не любит ставить массовые сцены, поэтому работа с мужским хором легла на ее хрупкие плечи.

Если обращение к «Эдипу» для режиссера уже третье за сезон, то с «Замком Герцога» он соприкоснулся впервые. И в своем поиске истины он парус не опускает. Впрочем, искать цитаты из вахтанговской постановки «Эдипа» не следует. Как и в работе над «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Большом, так и здесь музыкальный и драматический театр превращаются в единое целое. И никто тут не ищет разрушительных противоречий. Хотя и не без упрека композитору режиссер замечает, что текст Софокла Стравинский сократил в шесть раз, взяв для своей оперыоратории только самые яркие фрагменты сюжета.

Главные партии в обеих операх исполняют солисты Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — Царь Эдип (Евгений Либерман, Валерий Микицкий), Иокаста и Юдит (Лариса Андреева, Наталья Зимина), Герцог (Денис Макаров, Роман Улыбин). И только роль Рассказчика досталась вахтанговским актерам Виталису Семеновсу и Сергею Епишеву.

Первая серия премьерных показов будет проходить в театре до 19 марта. И авторы спектакля, то ли шутя, то ли серьезно, настаивают на том, что финального варианта постановки еще не существует. Каждый вечер может принести свои значимые изменения и сюрпризы.

amp-next-page separator