В «Новой квартире» Гольдони есть что играть, и актеры не упускают этой возможности / Фото: Пресс-служба театра Евгения Вахтангова

Афиша Театра Евгения Вахтангова пополнилась спектаклем по пьесе Гольдони

Развлечения

Афиша Театра Евгения Вахтангова пополнилась спектаклем по малоизвестной у нас пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» в переводе Алексея Дживелегова, которую выбрал для постановки в Москве итальянский режиссер Джорджо Сангати.

Почему из огромного драматургического наследия Гольдони (около 300 пьес!) выбор пал на «Новую квартиру», в которой много разговоров и практически нет действия, — тайна режиссерского озарения, разгадать ее не дано никому.

Мировая премьера спектакля по этой пьесе состоялась в Венеции 260 лет назад, однако проблемы социального неравенства в обществе, поднятые на фоне ремонта вновь приобретенной дорогой квартиры, живы поныне, а с недавних пор они актуальны и у нас, правда, с поправкой на время, его «героев», которые, как говорится, из грязи да в князи, и особенности российского житья-бытья. Пресловутый «квартирный вопрос» испортил жизнь не одному поколению москвичей.

Материал для своей комедии создатель итальянского театра характеров почерпнул из повседневной жизни. «Как раз в это время я переменил квартиру, – записал Гольдони в своих «Мемуарах», — и так как я повсюду искал тем для комедий, я нашел одну из них в затруднениях, испытанных мною при переезде».

Свидетельством тому, что он попал в цель, может служить замечательно написанная и сыгранная сцена спора служанки Лучетты (Анна Антонова) с бригадиром рабочих Сгуальдо (Олег Макаров), она будто взята из сегодняшнего дня. Удивительно, но Гольдони вложил в уста служанки те самые слова, которые мы говорим рабочим во время ремонта, а нынешние рабочие пытаются отделаться такими же отговорками, как и те, которые мы слышим со сцены.

Спектакль «Новая квартира», поставленный в «вахтанговской традиции», эстетически близкой «комедии дель арте», когда «диалоги похожи на рассказы зрителей», когда на сцене царят актеры, в смешном пародийном свете выставляют своих героев перед почтенной публикой.

Постановщик Джорджо Сангати творит весело, изобретательно и с умом, по принципу: чем серьезнее рассказчик, тем смешнее анекдот.

Благодаря четко выстроенной композиции сценического действа и заразительной игре слаженного актерского ансамбля статичная пьеса Гольдони стала живым комедийным спектаклем на злобу дня со счастливым концом. Такой спектакль не стыдно зрителям показать и в репертуаре иметь.

Прав был философ Вольтер, утверждая, что «театр поучает так, как это не сделать толстой книге». Однако не все же время о высоком думать. Многие приходят в театр, чтобы отдохнуть от повседневных забот, а ныне еще и отвлечься от той «чернухи», которую ежеминутно выливают на нас разнообразные СМИ.

 Материал для своей комедии создатель итальянского театра характеров почерпнул из повседневной жизни / Фото: Пресс-служба театра Евгения Вахтангова

Комедия — благодатный для этого жанр: это игра, импровизация, праздник отношений, без которых, по выражению Вахтангова, нет спектакля. А в «Новой квартире» Гольдони есть что играть, и актеры не упускают этой возможности. О некоторых работах хочется сказать особо.

Мария Волкова создает своеобразный, но весьма убедительный образ ловкой, умеющей заставить мужчин исполнять любые свои желания и капризы дамы Чечилии, жены нашего героя Андзолетто (Валерий Ушаков), расцвечивая его многообразием присущих только ей актерских красок — от буффонады до трагикомедии.

Другим точным попаданием в этом спектакле является режиссерский выбор Эльдара Трамова на роль Графа — кавалера Чечилии, профессионального приживалы, умеющего жить за счет друзей и близких, а также Александры Стрельциной на роль Кекки, дамы эксцентричной, любопытной, как все дамы, но участливой и по-своему доброй. Думаю, мало есть актрис, которые могут столь художественно, вдохновенно и внятно проговаривать на одном дыхании безразмерные тексты роли.

Хорошо сыгралась пара влюбленных: умеющая постоять за себя бесприданница Менегина (Ксения Кубасова) и обаятельный вертопрах Лоренцио (Евгений Пилюгин).

И еще одна несомненная удача спектакля. Художники Альберто Ноннато (сценография) и Элеонора Росси (костюмы) прекрасно оформили спектакль: просто, функционально, образно.

Думаю, вахтанговцев можно поздравить с удачной премьерой. Жизнь серьезна всегда, особенно нынешняя жизнь, но жить всегда серьезно — нельзя. Человеку нужен смех, нужна веселая и острая насмешка.

Читайте также: Лучшие спектакли Мариинского театра покажут в «Зарядье» со 2 по 7 мая

amp-next-page separator