Ирина Мирошниченко: Жить со мной непросто
24 июля отмечает юбилей народная артистка Ирина Мирошниченко. Вся ее жизнь связана с МХАТ им. Чехова, на сцену которого она выходила в образе Аркадиной в «Чайке», Раневской в «Вишневом саду», миссис Чивли в «Идеальном муже»...
Ее кинодебютом стала роль в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», а первой большой работой — роль в картине «Их знали только в лицо». В «Андрее Рублеве» Тарковского она сыграла Марию Магдалину.
И хотя количество театральных и киноработ актрисы впечатляет, о Мирошниченко ходит слава как об одной из самых закрытых актрис. Интервью дает редко, о личной жизни не распространяется. Но накануне юбилея выкроила целый день на общение с журналистами.
Желающих взять интервью оказалось так много, что очередь растянулась на несколько часов.
За это время актриса несколько раз переодевалась: появиться в одном наряде, пусть и на разных телеканалах, для нее недопустимо. Зрителям, которые придут сегодня на ее юбилей в Дом кино, она приготовила подарок — выступление с оркестром «Фонограф Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина.
С юбиляршей мы беседуем в ее театральной гримерке. Ирина Петровна встретила меня алой блузке и с маникюром того же цвета. Пригласила присесть, предложила: «Чай будете? Угощайтесь, — подвинула мне блюдце с шоколадкой. — Вы, наверное, сладкое любите? Я тоже. Все мы, девушки, такие»…
- Ирина Петровна, мне кажется, красивая женщина, тем более актриса, каждый прожитый год воспринимает болезненно. Вам исполняется семьдесят. Не пугает вас эта дата?
- Когда-то, когда я была так же молода, как вы, мне казалось, что этот возраст никогда не наступит. Но, увы… Поэтому мне придется все-таки понять, что этот юбилей — некий рубеж, возможность осмыслить все, что было пережито. Когда режиссер, составлявший праздничную программу, показал список моих фильмов, удивилась. Я даже забыла, что у меня столько ролей!
- А не хотелось бы что-то изменить прошлой жизни?
- Я бы многое поменяла… Но это невозможно. Поэтому нет ничего хуже, когда ты начинаешь себя за что-то корить, да еще и плакаться. Если человек сделал что-то не так, он может поделиться этим лишь с самыми близкими — с матерью, отцом. Пожалуй, даже мужу не следует рассказывать о своих прошлых ошибках и бедах.
- Можете припомнить роль, которая по каким-то причинам далась вам сложнее всего?
- Роль в фильме «Шляпа» мне совсем не удалась. Я сыграла пару эпизодов, а потом тяжело заболела из-за съемок на диком холоде. Чудом меня спасли в Венгрии. Вот если бы начинать жизнь сначала, ни за что не согласилась бы играть этом фильме!
- Есть ли роль, которую вы мечтаете сыграть всю жизнь?
- Нет. Какой смысл мечтать, скажем, об Анне Карениной, которую никто не хочет ставить? Одно время мне очень хотелось играть Кручинину в «Без вины виноватых». Мы с режиссером Игорем Масленниковым ходили, искали под роль деньги, но не получилось. И я дала себе зарок не мечтать, а использовать шансы, которые дает судьба.
- Были ли моменты, когда приходилось выбирать между личной жизнью и карьерой?
- Да, но профессия для меня всегда стояла на первом месте. Я считала, что личная жизнь подождет, потом наверстаю. Но это оказалось невозможно.
- Вы считаете себя сильной женщиной?
- Мне всегда хотелось ей быть, не раскисать, не жаловаться. Но получалось не всегда. Бывали минуты отчаяния, когда опускались руки. В такие моменты меня всегда поддерживала мама, которую я очень любила. Потом — работа и люди, которые были рядом.
- А в семейной жизни сила — союзник или, наоборот, противник женщины?
- У меня богатый опыт семейной жизни. Я всегда была лидером. И всем моим мужьям было трудно со мной. Не каждый выдержит, когда рядом сильная, да еще и известная женщина. Так что мне приходилось лавировать и подстраиваться, чтобы дать мужчине понять, что он — главный.
- Вы очень хорошо выглядите. Как ухаживаете за собой?
- Не даю себе распускаться. Это то, что должна делать любая женщина в любом возрасте. Я никогда не пила и не курила, стараюсь вести здоровый образ жизни, высыпаться. Я себя в чем-то сдерживаю и берегу, например, отказываюсь от заманчивых поездок. Шутя говорю, что лучше посидеть дома и съесть гречневую кашу, нежели лететь невесть куда за длинным рублем.
- А летать не боитесь?
- Теперь уже боюсь. У меня такое количество перелетов за жизнь! Нередко по два в день случалось. Был такой самолетик, я называла его ласточкой, — Ту-134. Я на нем любила летать, он вообще без работающего двигателя сесть мог...
- Да вы в молодости экстремалкой были?
- В точку попали! Школьницей я бегала в парк Горького, чтобы покататься на аттракционе «Петля Нестерова». Это такой самолетик, на котором крутишься вверх ногами. Он стоил 15 копеек, а я прокатывала рубль. Меня не укачивало, у меня был хороший вестибулярный аппарат. Мечтала прыгать с парашютом и объявила об этом папе. Он сказал: «Видишь этот высокий шкаф? Возьми зонтик, прыгай». Я удивилась: «Но ведь можно же разбиться!» На что он ответил: «А с парашютом — тем более». А сейчас я самолетов боюсь, а на «Петлю Нестерова» даже за 15 копеек не сяду!
- Без чего сегодня невозможно ваше счастье?
- Без творчества, без здоровья… Кто-то сказал, что старости нет, есть болезни. Это так. Очень хочется сил побольше.