Душа Наталии Дмитриевны полностью принадлежала театру, лишь поэтому Журавлева не так знакома зрителям, как хотелось бы / Фото: www.tabakov.ru

Наталия Журавлева. Нежная душа «Табакерки»

Развлечения
Актриса умерла на 80-м году жизни в субботу, 30 сентября.

Творческие люди, актеры, могут сыграть все, что угодно. Но не любовь в жизни. Если ее нет, любви, как ни старайся, все равно получится неискренне и натужно. Играть любовь к Наталии Дмитриевне Журавлевой было не нужно. Ее действительно любили, и это невозможно было ни скрыть, ни преувеличить.

Аккуратные гребешки на голове, поддерживавшие гладко зачесанные волосы, пучок, улыбка, от которой лицо ее начинало светиться – Журавлева была «мамой», а кому-то и «бабушкой» в театре – в смысле тепла, ласки и доверия. Она училась у Софьи Пилявской, прошла потрясающую театральную школу, не совершала на своем жизненном пути ни предательств, ни гадостей.

Говорят, после шестидесяти лет биография человека отражается на его лице. И если в молодости Наталия Дмитриевна была симпатична и мила, то с годами, при всей своей кажущейся простоте стала истинной красавицей. Более того – в ней появилась какая-то подкупающая аристократичность – но не холодная, не высокомерная, а аристократичность честного и хорошего человека, который смог прожить жизнь, не споткнувшись.

Агрономша в «12 стульях» Марка Захарова и мрачноватая героиня «Многоточия», обаятельная нянька Анфиса из «Трех сестер» и Ангелина Максудовна из постановки Каменьковича «Любовь как милитаризм» - она была очень разной. И даже крошечная, казалось бы, роль гадалки в «Мудреце» «делала» спектакль так, как не делали его крупные роли! А уж журавлевская нянька Федосья вообще была дивом и чудом, и актриса не играла ее, а действительно проживала вместе со своей героиней все происходящее на сцене – как в жизни…

Душа Наталии Дмитриевны полностью принадлежала театру, лишь поэтому Журавлева не так знакома зрителям, как хотелось бы. Но в театральном мире она занимала свое, заслуженное место.

Ее театром долгие годы был «Ленком». Очень преданная по своей натуре, она и не думала уходить оттуда, но Олег Табаков «выходил» это ее решение. Он сам признавал, что целенаправленно сманивал актрису к себе, в «Табакерку». Но не потому даже, что его преподавателем, театральным педагогом и наставником был ее отец, знаменитый актер Дмитрий Николаевич Журавлев, а потому, что Олег Павлович очень хотел раз и навсегда снять проблему непростого поиска актрисы на роль разного рода нянек-мамок, которых так много в русской классике.

Уговорив-таки актрису перейти в свою труппу, Табаков, впрочем, получил больше, чем рассчитывал. Оказалось, - пояснял он в одном из интервью, - что Журавлева распространяет человеческие свойства своего амплуа и на современную жизнь, на все то, что происходит вне сцены. И вышло, что он искал няньку-мамку для сцены, а получил – для жизни: Наталия Дмитриевна опекала молодых, заботилась о них как наставница, а фактически – добрая, родная душа. Кстати, все отмечали, что ни ее опыт, ни заслуги не отучили ее от волнений – каждый раз перед выходом на сцену она принималась волноваться, да еще как…

Искренняя, лишенная зависти и нездоровых амбиций, трудяга, блестящий преподаватель… Всегда тяжело, когда уходит хороший и всем нужный человек. Наталия Дмитриевна была в каком-то смысле душой «Табакерки». Светлая ей память…

Редакция "ВМ" выражает глубокие соболезнования родным и близким Наталии Журавлевой

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator