В ХХ веке не было разведчика более значимого / Фото: PR-служба Первого канала

Зорге. История жизни и любви

Развлечения

С 8 апреля в эфире Первого канала (в 21:30) балом правит одна из самых загадочных, невероятных по яркости и таинственности персон минувшего века — знаменитый Рихард Зорге. В новом фильме Сергея Гинзбурга главная роль фантастического профессионала-нелегала, шпиона, разведчика и просто нетривиального во всех смыслах человека отдана Александру Домогарову.

В нашей стране, как и в стране любой другой, всегда хватало тайн. Разведка была одной из них. Но если сейчас какие-то пусть косвенные, но все же данные о ней пролезают в печать, то в прежние времена многие просто не догадывались, что где-то за кадром нашей обычной жизни происходят невероятные события, кипит жизнь другая. Так было и в истории с Зорге. Работая корреспондентом крупной немецкой газеты в Токио, обаятельнейший журналист получил доступ к ценнейшей информации в кругах немецких дипломатов. Он располагал к себе и вызывал безотчетное доверие. Это позволяло Зорге получить весьма ценные сведения, а уникальные способности к анализированию данных позволяли ему делать выводы о планах немецких и японских военных.

История в лицах и роль личности в истории... Тема вечная. Спорная и сложная. Но Зорге — это личность, значение которой трудно переоценить. В ХХ веке не было разведчика более значимого, ведь считается, что информация, полученная от Зорге, повлияла на ход военных событий Второй мировой. Так, по одной из версий, победа Советской армии в битве под Москвой состоялась благодаря  информации, полученной от него!

Судьба этого разведчика была яркой и трагичной. Он говорил, что ненавидит и Гитлера, и Сталина, но его мать была русской. Москва была его домом точно так же, как его домом была и Германия. Зорге начал работать на Сталина, поставляя в СССР ценнейшую информацию о приготовлениях фашистской Германии к войне. Он первым сообщил дату начала войны с СССР — 22 июня 1941 года. Но ему не поверили. Более того — его сочли предателем и даже приняли решение об его устранении. Он постоянно находился между трех огней — советского ЧК, немецкого гестапо и японской полиции, поскольку создал на территории Японии разведсеть «Рамзай», которая также работала на Москву.

Рихарда Зорге расстреляли в Японии за шпионаж. Но личность его вызывала такое уважение и почтение, что вопреки всем правилам разведчика разрешили похоронить на японском кладбище. За его могилой много лет ухаживала японка Ханако, любившая его...

К съемкам фильма готовились больше двух лет. Ничего удивительного: имя Зорге окутано таким количеством тайн, что они только множились. Стоило потянуть за одну ниточку, как тут же где-то рядом завязывался плотный узелок... Режиссер-постановщик Сергей Гинзбург изучал документы, относящиеся к деятельности Зорге, читал различные исследования, консультировался с сотрудниками ГРУ и работниками архивов, вникал в жизнь довоенной и военной Японии, искал актеров... За год съемок режиссер скрупулезно воссоздал восемь напряженных и драматичных лет жизни легендарного советского разведчика, включая трагический финал его жизни — его разоблачение, арест и казнь. И свое личное отношение к герою картины Гинзбург сформулировал четко.

— Он до сих пор — загадка. Есть масса источников, которые противоречат друг другу и по-разному трактуют его деятельность. Мы в своем фильме хотим показать человека в экстремальной ситуации, когда проявляются все его лучшие качества. Он был блестящим аналитиком, геополитиком и агентом влияния. Телеграмма, которую он отправил в Центр осенью 1941 года, изменила весь дальнейший ход войны. В ней Зорге сообщал, что война Японии против СССР до весны 1942 года исключена...

В фильме — масса реальных исторических лиц. Это и японская жена Зорге Ханако Исии (ее играет Шион Накамару), и немецкий посол в Токио Эйген Отт (Андрей Руденский), и члены группы Зорге — Макс Клаузен (Андрей Леонов) и его жена Анна (Юлия Ауг). В таком фильме грех было не сняться и самому режиссеру, и Сергей Гинзбург сам сыграл роль вымышленного персонажа Шлезингера — человека, который копил на Зорге компромат и пытался его завербовать. Правда, у этого героя все же есть исторический прототип — это Йозеф Мейзингер, которого называли «Варшавским мясником» за то, что он участвовал в создании Варшавского гетто. Выдуманный персонаж достался и Виктории Исаковой — она играет жену Отто Гельма, женщину, которую Зорге любил в молодости. 

Сергей Гинзбург говорит, что он и съемочная группа постарались быть предельно внимательными к деталям, опирались на документы, воспоминания свидетелей происходившего. Однако он подчеркивает: большинство документов до сих пор хранятся под грифом «секретно».

— Мы не претендуем на абсолютную историческую достоверность, поэтому ряд событий, которые мы вводим, вымышленные или собирательные, — поясняет он. — А ряд лиц — абсолютно документальны. Ряд их поступков соответствует историческим фактам, а где-то мы допускаем наше представление о том, как бы это могло быть. Потому что далеко не все известно, и мы из всего массива информации выбирали те версии, которые нам казались наиболее зрелищными.

За честность — спасибо. Во избежание непонимания еще раз подчеркнем — это не документальное кино! Это версия, созданная на добротном материале добротными средствами и умелыми мастерами.

Пару слов об Александре Домогарове. Надо полагать, что Гинзбург сделал фантастически удачный выбор. Домогаров — человек с яркой биографией и непростыми личными обстоятельствами в личной и актерской жизни, он всегда был эталонно обаятелен. Это его качество — отличный довесок к профессионализму. Ну а сам актер воспринял эту роль как гиперудачу, о чем говорит открыто и не скрывая радости.

— Такие роли выпадают единожды в судьбе. Это фантастическая личность! Я пытаюсь понять и не понимаю, как человек может жить каждый день на острие? Я не могу понять, какую надо иметь психофизику, какой силой воли и каким характером обладать? У меня это в голове не укладывается. Мне хотелось показать человека, который безумно верит идее. Он — убежденный человечище, который старается во что бы то ни стало не допустить кровопролития.

Фильм снимали в Москве и Шанхае — там построили специальные декорации для съемок предвоенного Токио. Изначально проект хотели снимать частично на немецком языке, но потом от этой идеи отказались.

— В сериале немецкий язык — это русский, а японский — это японский, но дубляжом будут делать русский», — говорит звукорежиссер Сергей Лозовой. Костюмы создавали по документам: Япония была довольно закрытой страной в то время, и для того, чтобы создать костюм полицейского, аутентичный тому времени, художнику по костюмам Светлане Литвиновой пришлось изучить огромное количество материалов. Ну а машины тоже вполне настоящие — их добывали из частных коллекций. Из гаражей их перевозили как раритеты, но в кадре они ездят самостоятельно. 

Вот такая премьера нас ждет. Итак, с понедельника на Первом канале — одна из самых таинственных, но при этом реальных и трагических историй ХХ века.

amp-next-page separator