Как жили москвичи 200 лет назад
В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Москва и москвичи. Тайны забытых вещей». Корреспонденты «Вечерней Москвы» решили узнать историю уникальных экспонатов.
Через высоченные заросли душистого табака проникаем в «Атриум». Просторный зал, приглушенный свет... На стенах — старинные топоры, кованые решетки, шкафы с самой разной утварью — такой пользовались наши предки. Здесь же и предметы одежды, которую носили пару сотен лет назад. Нас тут ждали.
У одной из витрин хранитель фонда «Изразцы, фарфор, фаянс и стекло» Ирина Салтыкова указывает на красивую миниатюрную чернильницу и изящные керамические «игрушки».
— Все это — старинные вещи, функции которых люди порядком подзабыли. Например, чернильница. Сегодня у всех у нас есть гаджеты, но многие все еще пишут шариковыми ручками. А раньше пользовались лишь гусиными перьями. Макали в чернильницу и выводили буквы на листе. И чтобы подсушить, присыпали затем песочком. Вот здесь представлена подарочная чернильница, украшенная бисером.
Рядом с ней — искусно выполненный калач, правда, из стекла. Как оказалось — всего лишь масленка. Такие обычно ставили на стол во время трапезы. Ей 150 лет, и сделана она на заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. Как рассказывает Ирина Салтыкова, такие вещицы приобретали только состоятельные люди. По соседству с калачом лежит и стеклянный огурчик.
— А это, — указывает сотрудница музея на экспонат, — Тверская фабрика, товарищество Матвея Кузнецова, знаменитого производителя фарфора в царской России. Он подмял под себя большую часть фаянсовых фабрик.
Еще мы увидели крестьянские лапти. И если сегодня они «живут» хотя бы в песнях, пословицах и поговорках, то съемцы для многих — просто загадка. Такими странными ножницами с коробочкой на лезвии пользовались, чтобы убрать нагар со свечи.
Нашу экскурсию в прошлое продолжает хранитель коллекции «Металл и драгоценный метал» Вадим Гордеев. Под стеклом в окружении мелких предметов видим древний меч.
— Он — кавалерийский, выкован в Западной Европе и длинным сделан для того, чтобы всадник, находясь на лошади, мог дотянуться до своего врага, — рассказывает наш собеседник. — На клинке есть четыре дола, которые иногда неправильно называют «кровостоками». Эти борозды делают оружие легче, они же — и его «ребра жесткости».
Вещь, конечно же, не дешевая.
— Меч — памятник XIV века — уникален! Сталь превосходного качества, — восторгается экспонатом Вадим Гордеев. — Но рукоять, к сожалению, не сохранилась. Вероятно, она была сработана из кости или дерева ценной породы. Подобное оружие могли позволить себе лишь очень богатые люди — князья и бояре.
Как он рассказывает, такие мечи ложились в землю вместе со своими убитыми хозяевами. Или же их просто теряли.
— Чаще всего мечи находят в местах старых переправ, — продолжает Гордеев. — То ли воины переправлялись вброд через реку, то ли на них нападали из засады... До монголо-татарского нашествия у модной знати на Руси мечи были в основном западноевропейские, но после — когда акцент сменился, в моду вошли восточные вещицы.
Он обращает наше внимание и на блестящие стремена, выполненные в форме туфелек — то ли детских, то ли женских. Они лежат рядом с мечом.
— Конная упряжь — величайшее изобретение человечества. Человек и лошадь шли бок о бок тысячи лет, и этот тандем всегда символизировал прогресс. Экспонату не менее полутора сотни лет. Эти стремена полностью закрывали ногу седока — в отличие от обычных и могли защитить стопу всадника в бою или если он двигался по лесу.
Как утверждает хранитель, в Москве из старины, в основном, находят пряжки, предметы утвари, детские игрушки и большое количество монет. Вот, например, монеты-чешуйки — совершенно уникальные денежные знаки, появившиеся еще во времена древней Руси, до татаро-монгольского ига. Свое название они получили благодаря уникальной форме, напоминающей рыбью чешую. Такую денежку часто закладывали за щеку, чтобы не потерять или чтобы не украли. Не гигиенично, конечно, зато надежно.
Гордость новой экспозиции — придворная французская шпага 18 века, камзольное парадное золоченное оружие с литым бронзовым эфесом. То ли украшение, предмет роскоши, то ли — орудие убийства. Клинок украшен травлением и гравировкой. Но шпага — предмет светский, предназначавшийся для состоятельных дворян.
Интересную историю хомута с бубенцами рассказал нам хранитель коллекции.
— В пушкинские времена на тройках запретили использовать колокольчики, — говорит Гордеев. А ведь это был аналог современных автомобильных спецсигналов. Колокольчиками разрешалось оборудовать повозки, на которых возилась почта иди ездили государевы люди — чиновники достаточно высокого ранга. Звук колокольчика был слышен издалека, заслышав его, люди расступались. Для народа же были изобретены бубенчики. И дешевле, но и нарядны. Такой специальный «ошейник» с бубенцами надевался на лошадь как украшение и для веселого звона.
Мы на выставке также осмотрели покрытые зеленой патиной солнечные часы, которые устанавливались в садах и дачных поместьях около двухсот лет назад. Увидели и костяные растяжки — на таких в позапрошлом веке сушили перчатки.
Хранитель фонда «Изразцы» Лидия Чердинцева рассказала, чем жили коломенские крестьяне:
— Простые жители деревни были хорошими ремесленниками, торговцами, поставщиками императорского двора. Специализировались в основном на выращивании и засолке капусты и огурцов — в Коломенском были заливные пойменные луга на низком берегу Москва-реки. Местные крестьяне даже вывели специальный сорт капусты — для закваски и солений. А секреты засолки передавались от поколения в поколение.
Соленья в Коломенском делали тоннами. В ноябре-декабре капусту и огурчики везли на московские ярмарки. Коломенских крестьян называли «кочерыжниками». А после революции тут создали колхоз, который назвали «Огуречный гигант».
...Когда время нашей экскурсии подошло к концу, сотрудники музея на прощание поделились с читателями «Вечерней Москвы» старинным рецептом засолки капусты:
Дубовую кадку вымыть, обварить кипятком и установить в погребе. Заполнить рубленой белой капустой с добавлением тмина, барбариса, лимона, пересыпать морковью и солью. Капусту отжать, чтобы выделился сок, сверху накрыть большими листьями полубелой капусты. Накрыть деревянными дощечками с гнетом. Через 30 – 40 дней капуста будет готова. На ведро рубленной капусты кладут пригоршню соли и столько же рубленной моркови.
Если у вас нет дубовой кадки и собственного погреба, можно использовать большую эмалированную кастрюлю, положив в нее обваренные дубовые щепки. Капусту можно разместить на нижней полке холодильника.
Читайте также: Где найти настоящий антиквариат в Москве