Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Владимир Меньшов: Вся соблазнительная жизнь была понятна через кино

Развлечения

11 сентября режиссер Владимир Меньшов принял участие в творческой встрече, приуроченной к его восьмидесятилетию. Кинематографиста спрашивали о его пути к профессии режиссера, новых студентах его мастерской во ВГИКе и творческих планах.

В начале беседы Владимир Меньшов рассказал, какую роль сыграли в его жизни кинематограф и ВГИК.

— Вся соблазнительная жизнь была понятна через кино, — вспоминал кинематографист. — Я очень любил творчество Николая Рыбникова: «Весна на Заречной улице» на меня произвела неизгладимое впечатление. В Москву я приехал, не понимая, что надо стихи читать, думал, надо прогуливаться перед комиссией, и она решит, годишься или нет. Но мне удалось пройти консультацию и получить место в общежитии. Это оказалось роковым — неделю перед первым туром я жил и напитывался этой атмосферой. Я просто задохнулся от счастья и понял, что не буду больше никуда пробовать поступать.

Режиссер рассказал о том, как проходит прием в его мастерскую: перед тем как допустить к вступительным испытаниям, комиссия оценивает творческое задание, так что на экзаменах конкурс был уже не такой фантастический. В этом году в мастерскую Меньшова поступили тридцать человек.

2 сентября он встретился со своими подопечными.

— Но я уже видел их на экзаменах — была возможность приглядеться, — отметил мастер. — На бюджетные места мы могли набрать только восемь человек, и вот мы решали: хорошая девочка — возьмем, а другая, значит, поедет домой. Нет, обидно. Ходили к ректору, просили, чтобы он дал дополнительное место. Одно он дал.

Разговор коснулся и детского кинематографа: режиссер посетовал на законы капитализма, но рассказал, что и в советское время детское кино не окупалось. Но это была государственная политика. В плане была статья «Детское кино», и была необходимость его обеспечить. Брались за него неохотно и поручали в основном дебютантам.

— Но потом кто-то, испытав удовольствие от съемок первой картины, продолжал работать и так становился корифеем детского кино, — вспоминает Меньшов. — А сейчас вложить миллион долларов в детское кино и не получить его обратно… Тем более дети сейчас, как вы понимаете, в Интернете. Они сами себе находят игры, приключения.

Владимир Меньшов рассказал о проекте, над которым работает сейчас: это документальный фильм к столетию ВГИКа, который он взялся делать со своими студентами.

Режиссер назвал это реваншем: пятьдесят лет назад ему поручили снять фильм к пятидесятилетию ВГИКа — получился очень интересный материал. Но конфликт с женой профессора ВГИК Сергея Герасимова Тамарой Макаровой, которая увидела в ленте насмешку над своим мужем и его курсом, сыграл роковую роль.

— А там была всего-то шутливая фраза какая-то. В итоге она закрыла мою картину, ее начали перемонтировать, ничего не вышло, и было принято решение смыть пленку, — рассказал режиссер.

СПРАВКА

Народный артист РСФСР Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку, в 1965 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ, в 1970 году — аспирантуру режиссерского факультета ВГИК, мастерскую Михаила Ромма. Преподает во ВГИКе. Лауреат премии «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит», государственных премий СССР и РСФСР, ордена «За заслуги перед Отечеством».

Читайте также: Примите наши поздравления, королева сцены!

amp-next-page separator