Фото: pixabay.com

Похороны мухи и закваска капусты: как принято праздновать Осеннее равноденствие

Развлечения

День осеннего равноденствия принято отмечать 23 сентября. У славян это был один из больших праздников, которые делили год на четыре части. После Осеннего равноденствия наступала «настоящая осень», дни становились все короче, а ночи длиннее. В деревнях заканчивали сбор урожая, готовились к зиме. По определенным приметам старались узнать, когда снова придет тепло.

Корреспондент «Вечерней Москвы» обратился к старшему научному сотруднику МГУ им. Ломоносова, кандидату филологических наук и культурологу Марине Князевой, чтобы узнать о традициях и приметах наших предков.

— День осеннего равноденствия был важной вехой в народном календаре. «Персонаж» этого дня — сказочное существо Овсень, Авсень или Святовит. Он имел и другие имена. Представляли его как круглолицего улыбчивого добряка, который отвечает за плодородие. Главная его особенность — щедрость. «Привечать» осень начинали с 1 сентября. Подводили итоги («цыплят по осени считают»), убирали в хранилища собранные овощи («луков день»), ставили в погреба мед и прятали ульи («пасеков день»).

Марина Князева добавила, что Осеннее равноденствие, по сути, — большой праздник окончания сбора урожая, пик которого приходился на Рождество Богородицы — 21 сентября. Дни урожая, по словам Князевой, скорее, женский праздник. Они шли к реке, несли с собой круглый, золотой каравай из овсяной муки. Крестьянки кланялись чистой воде, умывались, делили хлеб. Часть съедали сами, часть несли любимой скотинке: «Чтобы животным хорошо жилось».

В дни равноденствия избавлялись от всего лишнего, а также выполняли различные обряды, иногда странные и забавные.

— Принято было убирать в доме, прятать ненужные летние вещи, наводить «ревизию» зимнего скарба, выбрасывать хлам. Устраивали похороны надоедливым насекомым — мухам или тараканам. Находили букашку, клали в специально вырезанный из морковки гробик или коробочку, шли в поле и закапывали в землю. Посещали кладбище, поминали умерших предков, ходили в гости к родителям.

Культуролог напомнила, что по большим праздникам в русском народе положено было есть кутью — рисовую кашу с изюмом и с добавлением меда. Пекли также караваи и кулебяки с капустой, пироги с рыбой и брусникой. По тому, как взойдет тесто, гадали на благополучие. «Тесто взошло, пышное — к достатку!» Много времени тратилось на закваску капусты. Люди поочередно ходили по домам, помогали делать засолку, пели песни, рассказывали сказки, играли и шутили. Осенью готовились к свадьбам, сватов начинали засылать в День равноденствия.

Сотрудник МГУ раскрыла «секрет успешной жизни»: в сентябрьские дни нужно особенно щедро всех угощать. «Сколько отдал, так и жить будешь», «чем щедрее ты, тем щедрее и жизнь к тебе окажется». Так было заведено на Руси.

Что касается погоды, много ягод рябины считали признаком суровой грядущей зимы. Густой мех у дичи говорил о том же. И наоборот.

Священник Русской православной церкви, протоиерей, настоятель храма Святого Феодора Студита отец Всеволод (Чаплин) отнесся к отмечанию Дня осеннего равноденствия строго.

— Надо бояться не астрономических явлений, а зла, которое берет начало в твоей собственной душе. Апостол Павел писал, что самые страшные грехи и преступления исходят из человеческого сердца. Люди, которые думают, что есть судьба, и их жизнь зависит от расположения звезд и планет, таким образом пытаются снять с себя ответственность за дурные поступки или уйти от обязанности делать дела добрые. У человека, например, скверное настроение, он хамит окружающим и объясняет это «особым днем». А на самом деле он просто распустился и забыл о дисциплине ума и души. Негативные эмоции надо сдерживать, это признак цивилизованности.

Отец Всеволод заметил, что с помощью лукавых отговорок мы потакаем своей лени и пытаемся оправдать неблаговидные, неразумные поступки. Надо понуждать себя к молитве и добрым делам, это приносит настоящую радость. В любой день можно и нужно делать добро. Наша свобода ограничена многими объективными и субъективными факторами. Но человек в своем нравственном выборе во многом свободен, а значит и ответственен.

О народных приметах священник высказался следующим образом:

— Многие народные приметы не случайно легли в основу научных наблюдений. Природа сотворена Богом мудро. Простая муха совершеннее «Боинга 747». В природе, к примеру, заложены знания о том, какую погоду ждать. В разумном накоплении информации, ее систематизации и анализе нет ничего плохого. Не нужно быть суеверным — это совсем другое.

Читайте также: Россияне рассказали, зачем бросают монеты в фонтан

amp-next-page separator