Участники спецоперации по освобождению заложников в Беслане Юрий Демин (слева) и Герой России Андрей Кумов на открытии выставки «Помнить, чтобы жить». Во время операции Кумов получил осколочное ранение лица, но вскоре вернулся в строй / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

«Помнить, чтобы жить». Посвященная жертвам Беслана выставка открылась в Москве

Развлечения

В культурном центре «Интеграция» открылась фотовыставка «Помнить, чтобы жить», посвященная трагическим событиям, произошедшим в Беслане в сентябре 2004 года.

В зале с экспозицией — матери погибших в Беслане детей, военнослужащие подразделений «Альфа» и «Вымпел», освобождавшие заложников в сентябре 2004 года, очевидцы трагедии и представители власти. Сегодня они — как одна семья, сплоченная горем. Последний ряд скромно заняли те, кто в тот сентябрьский день оказался в числе заложников бесланской школы № 1. У каждого из них вдумчивый и не по годам взрослый взгляд.

— Главное в нашей профессии — самопожертвование. Любая операция — риск, и наша главная цель — выполнить задачу. И если это потребуется, то и ценой собственной жизни, — сказал президент Ассоциации группы «Вымпел» Владимир Попов. — Для нас то страшное событие стало большим испытанием, и каждый из нас стал сильнее и бережнее относиться к тем, кто нас окружает. Мы с вами русские не по национальности, а по духу, и нашу силу никто никогда не познает и не сломает.

Эти слова благодарностью отозвались в сердцах присутствующих, многие вспомнили те трагические моменты, разделившие их жизнь на до и после.

Выставка состоит из трех частей — «предчувствие», «ожидание» и «смерть». И, несмотря на большой интерес, в экспозиционном зале стояла тишина. Каждый кадр переносит на место трагедии и заставляет вновь и вновь переживать те минуты отчаяния и вместе с тем радости, когда удавалось спасти кого-то из заложников.

У многих детей были пугающие предчувствия. Например, Аза Гумецова на летних каникулах в 2004 году написала стихотворение, где были такие строки: «Мне билет заказан в рай, и туда добраться скоро первым рейсом я смогу...» Другим детям перед роковой линейкой снились вещие сны. Эти печальные воспоминания они воплотили в рисунках.

Среди фоторабот взгляды посетителей особенно притягивало несколько снимков. На первом — боец, несущий на руках девочку, которую задело взрывом гранаты... На втором: в крепких руках героя — трехмесячная малышка. Пятнадцать лет спустя спасенная девочка вновь попала в объектив фотокамеры. Она превратилась в улыбчивую красавицу с лучистыми глазами.

Еще два года назад присутствующие не готовы были к подобному проекту: говорить и вспоминать о смерти, показывать кадры кровопролитной трагедии, в которой погибли их близкие. Теперь время, как река, потекло по другому руслу: не против войны, а за мир. Теперь больше говорят не о смерти, а о мире.

Всего на выставке, организованной при поддержке Фонда президентских грантов, представлено более пятидесяти фотографий авторства Сергея Узакова и Валерия Савлаева, а также картины, которые были подарены ассоциации жертв террористических актов «Матери Беслана».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сусанна Дудиева, председатель ассоциации «Матери Беслана»:

— Проект «Помнить, чтобы жить» был задуман для сохранения памяти о бесланской трагедии и во имя победы добра над злом. Мы выполняем общую миссию, которая предначертана нам свыше, — жить сейчас дружно и нести память о тех, кто отдал свои жизни за Родину: детях, что встали перед врагом, и героях, которые защищали всех в те страшные 52 часа сентября. Мы стараемся быть достойными продолжателями жизни, которую забрал терроризм у 333 человек.

КСТАТИ

1 сентября 2004 года во время линейки, посвященной началу учебного года, террористы захватили школу № 1 города Беслана. Около трех дней в заминированном здании удерживались 1128 заложников: дети, их родители и работники школы. Штурм начался на третий день. В ходе операции были убиты 27 террористов. Погибли 333 человека — 314 заложников, спасателей и военнослужащих.

Читайте также: Флешмоб в столице: найди своего двойника на полотне известного художника

amp-next-page separator