Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Почему наши дети не читают сказки, на которых мы выросли

Развлечения

— Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок, — написал Пушкин в «Золотом петушке». Она во все времена учила детей, что зло будет наказано, слабый победит, а страдания хороших людей будут вознаграждены. И поколение за поколением «ученики», усвоив уроки, передавали «сказочную мудрость» своим детям, а те своим. Порой и книжки-то были невзрачные, с крошечными картинками, но их читали с удовольствием. Отсутствие картинок восполняла фантазия. У детворы эпохи «низких технологий» с ней проблем не было.

Но вот наступило «светлое сегодня». Вчерашние дети выросли и ждут, что уже их дочки и сыночки с интересом будут читать сказки, вбирая их вековую мудрость. Не тут-то было.

— Сегодняшний ребенок изменился. Его мышление намного быстрее, — говорит детская писательница Екатерина Матюшкина, автор книг «Кот да Винчи» и «Лапы вверх!». — В этом есть плюсы — ребенок может воспринимать большее количество информации, быстро адаптируется. Но есть и минусы. Если в книге много морализаторства, описаний, а сюжет стоит на месте, ребенок ее читать не захочет.

Многие старые сказки устарели морально. Их нынешнему ребенку тяжело понять. И с точки зрения используемых слов, и с точки зрения атмосферы, которая там описывается. В школьной программе много великолепных книг, в том числе сказок, но они далеки от жизни. К сожалению, и тот же «Дядя Степа», и «Мойдодыр», чем больше проходит времени, тем дальше они от реальности, понятной маленьким читателям.

Какие же сказки нужны сегодня детям? Во-первых, простые, адаптированные для их «скоростного» восприятия. Да, ребенок остается ребенком — ему и в XXI веке хочется верить в добро, открывать новые миры, читать о приключениях, но делать это — не утруждаясь. Во-вторых, сказка «отложится», если действия в ней будут разворачиваться в понятном мире, среди понятных вещей. Ну а в-третьих, сложным образам в сказке делать нечего. При условии, конечно, что взрослые хотят, чтобы ее урок был выучен на пятерку.

— Почему такой успех у Смешариков? — рассуждает Екатерина Матюшкина. — Это крайне простые, понятные образы. Даже для самых маленьких детей.

Надо сказать, что новых сказок, «подстроенных» под особенности восприятия информации сегодняшних детей, в книжных магазинах множество. Нынешние «сказочники» исправно заполняют рынок «низкокалорийным продуктом».

Взять немного текста, написанного легко и с юмором, приправить большими картинками, добавить лихой сюжет, заданий и игр: это универсальный рецепт «приготовления» сказки, которую современный ребенок будет читать с удовольствием. И которая, что самое главное, может выработать в нем хорошую привычку брать в руки книгу. Но вот беда — между детским писателем и его маленьким читателем стоит родитель.

— Родители в первую очередь выбирают ребенку книги, которые сами читали в детстве,— поясняет писательница. — А они могут быть совершенно неактуальны.

Отсюда — мораль: чем сильнее взрослые хватаются за свое «вчера», хотя бы в вопросе выбора сказок, тем меньше у них шансов привить подрастающему поколению любовь к чтению.

КОММЕНТАРИЙ

Наиля Бирарова социальный психолог:

— С одной стороны, конечно, сказки устарели, поскольку в них немного старомодная позиция мудрости. Но с другой стороны, они несут добро и обязательно какой-то скрытый смысл. Они не просто для развлечения ребенка, нои для его психоэмоционального развития, становления как личности, чтобы он понимал примерно, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло, как поступать в тех или иных ситуациях. Сейчас существует сказкотерапия, и она трактует старые сказки на современный лад и язык. Важно, чтобы дети читали сказки. Во-первых, это развивает воображение, фантазию и интуицию. Когда мы развиваем интуицию, у нас повышается сверхчувствительность, то есть ребенок начинает больше чувствовать.

Читайте также: Колония и колыбельня: как раньше называли дошкольные учреждения

amp-next-page separator