Деньги «застряли» в системе: что случилось с QIWI и как быть клиентам банка
«Киви банк» ограничил вывод средств со своих счетов по требованию Центробанка (ЦБ). Между тем электронные кошельки в нем имеют более 13 млн человек. Почему регулятор предписал банку ввести ограничения и что делать клиентам, чьи деньги там «застряли», — в материале «Вечерней Москвы».
Что случилось с QIWI
Вечером 25 июля «Киви банк», принадлежащий группе QIWI, объявил о введении временных ограничений. Теперь клиенты банка не смогут снимать со своих счетов наличные, а также выводить с них более 1000 рублей в месяц.
Кроме того, держатели «киви»-карт не смогут:
- погасить кредит в другом банке, кроме займов в микрофинансовых организациях;
- сделать перевод через СБП и платежную систему Contact.
Необходимость ввода ограничений в QIWI объяснили предписанием ЦБ. Как отметили в пресс-службе организации, в ходе проверки регулятор выявил «недочеты, типичные для крупных организаций».
Почему ЦБ потребовал ввести ограничения
В ЦБ ситуацию с «Киви банком» никак не комментировали. Вероятно, регулятора мог насторожить рост операций с криптовалютой, которые проходят через банк.
Как отметил в беседе с «ВМ» эксперт по финансовым сервисам Андрей Бархота, QIWI имеет специфическую бизнес-модель, которая больше похожа не на коммерческий банк, а на платежную систему. Отсюда и разные риски, связанные с финансовым мониторингом.
— Контрагенты QIWI в своем обороте все чаще начали использовать криптовалюту. А криптовалюта обращается по технологии блокчейн, то есть получатели и плательщики неизвестны. Судя по всему, есть схемы, которые позволяют трансформировать рублевые счета в банке в криптовалюту. Разумеется, это беспокоит ЦБ, — полагает эксперт.
При этом ЦБ уже не в первый раз требует от «Киви» ввести ограничения. Так, в декабре 2020 года QIWI был оштрафован на 11 млн рублей, тогда банку среди прочего временно запретили проводить платежи в адрес иностранных интернет-магазинов.
Что делать клиентам «Киви банка»
На конец 2022 года в QIWI было 13,8 млн активных кошельков. В самом банке подчеркнули, что их владельцы по-прежнему могут свободно распоряжаться своими средствами для покупок онлайн и офлайн.
— Расплачивайтесь в магазинах, на маркетплейсах и везде, где привыкли, — говорится на сайте банка.
Также в организации отметили, что клиенты могут оплачивать со своих «киви»-карт мобильную связь, игры и ЖКУ.
Бархота также считает, что клиентам остается только использовать свои «киви»-кошельки по прямому назначению — оплата товаров, услуг и счетов в рублях.
— Пока ничего критического не произошло. Ограничение по ряду операций — это стандартная процедура. Скорее всего, функционал банка будет возобновлен, — полагает специалист.