Заберите эти услуги обратно: в России изменились правила оформления кредитов
С 21 января в России вступили в силу поправки к закону «О потребительском кредите». Нововведения помогут жителям страны лучше оценивать свои возможности. «Вечеряя Москва» узнала, что изменилось.
Теперь россияне могут отказаться от дополнительных услуг по кредиту в течение 30 дней. Раньше этот срок составлял две недели.
В сообщении просветительского ресурса России «Финансовая культура» говорится, что в заявлении на кредит больше не могут упоминаться сервисы, которые не влияют на условия договора и сам факт одобрения заявки. Отныне, чтобы оформить необязательные услуги, придется подписать отдельный документ. Весь перечень приобретенных допуслуг банк обязан выслать клиенту вместе с напоминанием, что от них можно отказаться и вернуть деньги. Направить информацию он должен в течение суток в личный кабинет на сайте кредитора, электронную почту или другим способом, указанным в договоре.
— По сути, мы видим два важных момента. Первый — вырастает так называемый период охлаждения — то есть срок, в течение которого вы можете отказаться от финансовых услуг. Например, страхование жизни при ипотеке, — пояснил финансовый аналитик Артем Извольский. — Второе: все допуслуги, скажем, СМС-оповещения о приближении срока платежа, будут обозначены в отдельном документе. Это очень важно, поскольку до сих пор договор был общим. Допуслуги в нем обозначались отдельными строками, напротив которых можно было ставить галочку. Иногда менеджер банка проставлял их уже после того, как клиент поставил под договором подпись.
Страховки — самый распространенный вид допуслуг, который стараются навязать банки. Но бывает, что вместе с кредитом людям «впаривают» подписки на онлайн-кинотеатры, консультационные услуги у психологов, юристов и так далее. Сейчас это стало невозможным. И, наконец, теперь банкам необходимо включать в полную стоимость кредита цену всех услуг, от которых зависят условия договора. Таким образом в правом верхнем углу первой страницы документа клиент сможет увидеть, сколько ему придется заплатить за использование заемных денег.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
— Указывать реальную стоимость кредита — это очень хорошо и правильно. К сожалению, не все банки ведут себя добросовестно с клиентами. И полная стоимость кредита должна включать в себя все затраты клиента, а не то, что банку выгодно преподнести как якобы выгодное конкурентное предложение.