Почему в Москве не открываются новые торговые центры
В первом квартале этого года в России зафиксировано сохранение рекордно низкого числа введенных в эксплуатацию торговых центров. А в Москве и вовсе не появилось ни одного нового объекта. «ВМ» разбиралась в причинах сложившейся ситуации.
Только цифры
С января по март 2019 года в стране появилось около 80 тысяч квадратных метров торговой недвижимости. Это на восемь тысяч «квадратов» больше аналогичного показателя прошлого года. Тогда был зафиксирован худший в данном сегменте за всю историю исследования результат.
В Москве с начала года вообще не открылось ни одного нового торгового центра. Ближайший МФК должен заработать, предположительно, в середине апреля в районе станции метро «Саларьево». К тому же количество свободных площадей в уже имеющихся торговых центрах сокращается. А эксперты CBRE (международная консалтинговая компания — «ВМ») предрекают рост арендной платы за квадратный метр на 1–3 процента в год — до 88–90 тысяч рублей.
Мнение эксперта
Сложившаяся на рынке ситуация далека от критической, рассказал «ВМ» управляющий партнер консалтинговой компании Денис Евсеев. По его словам, торговые центры, которые не были введены в эксплуатацию, будут сданы в более поздний срок.
— Это просто отложенный ввод, — подчеркнул он. — Оставшиеся с прошлого года квадратные метры, которые не открылись в прошлом году, запустят в этом — ничего страшного с ними не произойдет. Назвать сдвиги сроков нормальной практикой было бы неправильно, здесь к каждому случаю нужен индивидуальный подход.
С арендаторами у новых торговых точек проблем быть не должно, отметил эксперт. Бренды стараются «зайти» в потенциально привлекательный для покупателей центр еще на стадии проекта. Меняются и сами объекты. Московские торговые центры становятся все более интерактивными и стараются предложить потребителю максимально широкий спектр услуг.
При этом обеспеченность квадратным метром торговой площади на душу населения остается не на столь высоком уровне, как в крупных городах мира.
— Но, на мой взгляд, здесь все-таки важно не то, сколько их приходится на покупателя, а насколько они наполнены теми брендами, которые нужны в данном районе. Важно, чтобы торговый центр правильно подобрал якорных арендаторов, тогда он будет развиваться. Вопрос выбора концепции очень важен, — резюмировал эксперт.
Читайте также: Замки, парк и аттракционы: каким будет столичный «Остров Мечты»