Сотрудница центра занятости населения Москвы «Моя карьера» Юлия Кудина демонстрирует брошюру для соискателей / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Действительно ли растет безработица в России и куда мы идем

Финансы

Министерство труда заявило о том, что число безработных будет расти и за 2020–2021 год в центры занятости обратятся около 900 тысяч человек. Москва, конечно, выгодно отличается от других регионов, но общероссийские тенденции отчасти могут коснуться и столицы.

Официальная статистика лукава

Юрий Московский, социолог:

— Насколько мне известно, уровень безработицы в Москве сейчас составляет менее одного процента. В регионах немного другие цифры, но в целом в России безработица намного ниже, чем в других развитых странах.

Прогнозируется рост уровня безработицы на 20 процентов, но что означает этот показатель в абсолютных величинах? Ничего из ряда вон. Это значит, что сейчас 4 процента населения считаются безработными, а через два года будут считаться 5 процентов. В численном выражении заявляется о 900 тысячах безработных к 2021 году. Сегодня их, по последним данным, — 750 тысяч. Прогнозируемый рост количества безработных граждан — 150 тысяч человек. Это на 150 миллионов населения. Много это или мало? Наверное, немало, но я бы советовал расценивать это заявление как очередной повод для сенсации. Как кто-то недавно заявил, что через 40 лет население в Центральном федеральном округе может составить 9 миллионов человек. А может составить и 90 миллионов человек. Кто знает, что через 30 лет будет? Новость про рост безработицы — из той же серии. Все равно, о чем говорить в канун Нового года, лишь бы наделать шумихи перед праздником. Напомню, что изменение уровня безработицы зависит от конъюнктуры рынка, а она совершенно не поддается прогнозам такого рода.

И потом, речь идет об официальной безработице, вычисляемой по количеству зарегистрировавшихся на бирже труда, а есть колоссальная скрытая составляющая. Кроме того, Росстат делает прогноз на два года вперед — это ни о чем. Что это за заявление, «безработица может вырасти»? А я, например, говорю, что она упадет.

Есть еще один нюанс. Когда центры занятости начинают работать хорошо и там можно получить реальные деньги, количество людей, регистрирующихся там, увеличивается. Иной раз на биржу встают те, кто реально работает — в «черную» или в «серую», а заодно и там пособие получает. Несколько тысяч рублей регулярно — тоже деньги.

Человек может, например, таксовать в частном порядке, на садовом участке у соседей работать, печь торты, шить, заниматься ремонтом в «черную» — много видов деятельности, за которую можно получать деньги, не имея регистрации. Или человек, скажем, работает блогером, ему за рекламу платят — это как? Но он при этом официально считается безработным.

Не стоит внимания такая новость.

Все будет замечательно, год Крысы принесет всем денег! Всем в конце года выпишут премию, это я вам говорю.

Безработные и самозанятые — две разные категории

Дмитрий Журавлев, политолог:

— Мне трудно, конечно, судить, я не Минтруд, но думаю, что безработица в ближайшие годы расти не будет. Возможно, она будет больше выявляться контролирующими органами. И то не факт. Если можно так сказать, воспаление из острой фазы перейдет в хроническую.

Один чиновник мне недавно сказал: мы самозанятых потому придумали, что очень много уволенных в стране, а налоги с них все равно надо брать. Я всякие версии слышал в пользу самозанятости, но такого откровения — никогда! Самое интересное, что никто так и не придумал внятных аргументов в пользу того, чтобы становиться самозанятыми и платить налоги. Считается, что так будет меньше проблем. То есть пряник состоит в том, что кнут будет более мягким.

Но наша налоговая служба еще не доросла до того уровня, чтобы вылавливать всех уклонистов от налогов. И чем дальше от Кремля, тем будет больше тех, кто не будет регистрироваться как самозанятый. Но власть думает так: вы все равно не увернетесь, лучше заплатите маленький налог как самозанятый, чем поимейте большие проблемы как несамозанятый.

Это базовая позиция. Но на самом деле уворачивались, уворачиваются и увернутся, еще как. Подавляющее большинство тех, кто работает сам на себя, не будет регистрироваться ни за что. Вот, например, домашние учителя, как их ловить? Считается, что вылавливать репетиторов и иже с ними можно по объемам затрат, отслеживая, не тратят ли они больше, чем получают пенсии. Странный рецепт, конечно. А может, эта учительница всю жизнь копила?

С реально самозанятых много не взять — 4 процента от дохода, а налоговым инспекторам, которые будут их выявлять, придется по федеральной шкале зарплату платить. Боюсь, что в результате в бюджете денег станет не больше, а меньше.

Вывод: если говорить о самозанятых, то не за их счет увеличится число безработных. Напомню, что в исследовании Росстата речь идет о том, что в 2021 году на 20 процентов вырастет количество людей, стоящих на учете в центрах занятости.

Но ставшие на учет и самозанятые — это две разные социальные группы.

Министерство труда заявило о том, что число безработных будет расти / Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Белая зарплата больше не стимул для работника

Зулия Лоикова, независимый специалист по персоналу:

— Ситуация с безработицей — обсуждаемая проблема. Действительно, есть прогноз, согласно которому рост безработицы составит в ближайшие годы 20 процентов. Какие тенденции есть сейчас? Мы видим и ужесточение налогового режима, различные экономические процессы, ведущие к безработице. Например, довольно сложно сейчас обстоят дела с занятостью студентов. К сожалению, серьезных работодателей, которые были бы готовы взять их на работу и вкладываться в их обучение, на рынке крайне мало. Кроме того, Росстат учитывает занятость населения с 15 лет и старше. Это не совсем правильно, потому что в 15 лет у нас мало кто работает. Молодежь берут сети быстрого питания и рестораны, но что касается последних, то они не всегда оформляют своих работников. Есть еще сегмент соискателей 40+. Это люди, которых вообще не любит работодатель. Хотя, на мой взгляд, это самые благодарные работники. И квалифицированные.

Но есть «серая» зона, в которой люди зарабатывают. И она у Росстата не учитывается. Он считает только «белую занятость». Поэтому я бы не стала так уж бояться его прогнозов. Я часто вижу соискателей, у которых в трудовой книжке нет записей о работе в тех или иных компаниях, поскольку их не оформляли официально.

Согласно опросам, в 2017 году людям важна была «белая» зарплата: 73 процента соискателей хотели именно официального оформления. Причем соискатели разных уровней, от студентов до топ-менеджеров.

В этом году другая ситуация: 67 процентам соискателей абсолютно все равно, работать официально или нет — для них важны стабильность, деньги, выплачиваемые вовремя. За белой зарплатой большинство людей уже не гонится. Опять же, не будем забывать о рабочих, которые, как правило, находятся в «черной» или в «серой» зоне. Поэтому можно сказать, что занятость людей стала меньше, держа в уме тех, кто работает на себя, и фрилансеров.

Думаю, что прогноз о падении уровня занятости и роста числа безработных — не сбудется в таком объеме, потому что будут вводиться определенные нормы учета, и налоговая, имея возможность отследить, кто сколько получает, ситуацию выправит.

Столица подает пример всей стране

Александр Козлов, председатель комиссии Московской городской думы по государственному строительству и местному самоуправлению:

— Сегодня мы видим принципиально новый подход к решению проблемы трудоустройства в столице. В Москве уже который год фиксируется стабильно низкий процент безработных горожан. Во многом это стало возможным благодаря тем форматам, которые сейчас применяются.

Теперь это не просто центр занятости в классическом понимании, где можно было попасть в огромные очереди и куда приходили в основном лишь за пособиями по безработице. Сейчас это современные пространства, где соискателю помогают не просто найти вакансию, которая его устраивает, но и пытаются непосредственно разобраться с его потребностями, понять возможности, способности, уровень образования человека, который обращается за помощью в трудоустройстве.

Определить существующие возможности призваны и многочисленные вспомогательные курсы по повышению квалификации, целый ряд тренингов, которые позволяют грамотно составить резюме и успешно пройти собеседование. Все эти сервисы доступны сегодня в столичных центрах занятости «Моя работа» и «Моя карьера». Кроме того, достаточно посмотреть, как это выглядит внешне. Для этого стоит прийти в любой центр занятости и увидеть комфортное пространство с консультантами, переговорными комнатами, дополнительными сервисами, делающими поиск работы целенаправленным и осознанным, а не лотереей для счастливчиков. Помимо высокопрофессиональной работы столичных центров занятости, решать проблемы с трудоустройством москвичам активно помогают и такие форматы, как ярмарки вакансий, открытые наборы на конкретные рабочие места, регулярно проводящиеся в центрах занятости.

Отмечу, что подобные форматы, особенно заметно развивающиеся в Москве в последние годы, учитывают самые актуальные мировые тенденции в области набора персонала. Их придерживаются не только крупные коммерческие компании, но и наша столица как субъект Российской Федерации, который эти полномочия реализует.

Еще одно направление — помощь в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, дополнительными потребностями и молодежи. Если мы говорим про индивидуальный подход к каждому соискателю, то в столице он полностью реализуется.

Наконец, самое главное: Москва — пример для других регионов.

У Москвы учатся. Есть чему.

Cоискателями овладела охота к перемене мест

Алена Прокина, шеф-редактор службы новостей:

— Предновогодняя суета для многих жителей столицы ознаменовалась не только подведением итогов и срочной покупкой подарков, но и решением сменить работу. Так происходит каждый год: душа требует перемен, а желания ждать еще несколько месяцев нет. Хотя период для вхождения в новый коллектив, мягко говоря, не самый удачный. Тем не менее поиск начинается, причем многие прямо-таки рвутся сменить сферу деятельности — из менеджера среднего звена вдруг превратиться в воротилу биржевого рынка, педагогу по вокалу внезапно хочется стать фотографом, а врачу податься в астрологи.

В общем, предновогодний процесс поиска дельного сотрудника для работодателя напоминает какую-то бессмысленную головоломку. Специалисты кадровых агентств наперебой рассказывают, как много сейчас вакансий и как увеличилось количество соискателей. Не выбор, а просто загляденье. Начинаешь вдаваться в подробности, изучать детально кандидатов и оказывается, что фактически на работу брать некого. Из пятисот присланных резюме если с десяток наберется того, что соответствует запросу работодателя, уже праздник!

И это понятно. Сейчас не нужно обзванивать потенциальные места работы, пытаться попасть на интервью и предлагать свою кандидатуру. Достаточно разместить кое-как написанное резюме на специальном сервисе и долбить кнопку «Отправлено». А там уже куда попадет. Как показывает практика, даже условия работодателя не просматриваются. Клик — и пускай там разбираются. Упование на судьбу или откровенная дурость?

И то, и другое. Мечтать, что, например, главный редактор печатного издания вдруг рассмотрит в работнике сельского хозяйства гений журналистики — надо иметь откровенные проблемы с пониманием того, как устроен мир. И рынок труда, хоть и кишит разного рода талантами и желающими срочно реализовать свой творческий потенциал (и плевать, что нужен просто человек, способный качественно делать свое дело), становится похожим на базар. А когда речь заходит о заработной плате — туши свет. Все хотят миллионы, причем здесь и сейчас. Как говорят умные люди, каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. И если уж собрались менять профессию, то хотя бы из уважения читать, что требует работодатель от кандидата. Читать-то уж точно должен уметь.

Читайте также: Минтруд предупредил о росте числа зарегистрированных безработных

amp-next-page separator