В Москве много мест, связанных с татарами: Татарский культурный центр, на фото танцоры Сергей Щербаков и Алия Сабирова / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Столица — это сплав культур: свой вклад в формирование Москвы внесли представители разных народов

Город

Недавно Москва отметила свое 875–летие. В ее формировании как мегаполиса и столицы государства участвовали десятки народов. Какой вклад они внесли? Мы беседуем с Филиппом Смирновым, историком Москвы, гидом, главным редактором журнала «Московское наследие».

Мы не Вавилон

— Филипп Игоревич, многие сравнивают Москву с Вавилоном, где смешалось много народов.

— Москва никогда не была Вавилоном. Любая цивилизация — это либо поглощение, либо слияние. В Москве, как правило, происходит поглощение. Приехал сюда, условно, азербайджанец. И довольно быстро он становился московским купцом или ремесленником. Да, у него сохранялась диаспорная идентичность, он поддерживал связи с соплеменниками, но прежде всего он теперь стал москвичом.

— А кого москвичом считать?

— Того, кто не просто живет в Москве, приехав сюда заработать, а для кого небезразлично происходящее в городе, кто вовлечен в жизнь общества.

Прискакали и поселились

— Московское общество — многонационально. Как это отразилось на формировании городской среды?

— Самым прямым образом! В районе Павелецкого вокзала есть Кожевническая улица. Также в городе есть Большой Стремянный переулок, есть Татарские улицы. И эти названия не случайны: из ногайских степей пригонялись табуны лошадей, которых в Москве продавали. За пять минут лошадь не продашь, купцам нужно было где-то жить, они компактно селились.

Так появился и Толмачевский переулок, где жили толмачи, переводчики, помогавшие приехавшим. И все в конечном итоге друг друга понимали. Поэтому в Москве никогда не было вавилонского столпотворения, а была скорее взаимная интеграция с постепенной ассимиляцией.

— Ну например?

— Возьмем здание Басманной полицейской части — на Новой Басманной улице. Изначально оно было построено для нужд шотландского генерала, который не сумел одолеть пугачевское восстание. Он попал в опалу, ему запретили проживать в столицах, но он велел выстроить себе в Москве усадьбу в надежде, что его когда-то простят. Можно ли говорить, что это историческое здание —вклад шотландцев в историю Москвы? Конечно, можно!

— В столице есть много топонимов, связанных с Арменией.

— Да, это очень показательная история. Армянин Иван (точнее Ованес) Лазарев был одним из богатейших меценатов России. С 1764 года он работал придворным ювелиром, на его деньги строились церкви, школы, приюты, пополнялись библиотеки. Вокруг его дома и селились приехавшие в Москву армяне.

В 1781 году армянам было разрешено построить в Столповом переулке свою церковь, и с этого времени переулок стал называться Армянским. Крестовоздвиженская церковь была построена в лучших традициях классицизма, потом на ее месте возвели школу. Вот так влияли армяне на историю и архитектуру Москвы.

— И с Грузией была интересная история.

— Да, Петр I как-то пригласил с государственным визитом грузинского царя. Тот приехал, а в Грузии его в это время объявили низложенным. И царь долгое время набирал силы, чтобы в страну вернуться. Пока все это происходило, все 6,5 тысячи человек, которые с ним прибыли, здесь, в Москве, расселились. Многие женились, родили детей. И эта история тоже повлияла как на национальный состав Москвы, так и на топонимику города.

Возникли, например, Большая и Малая Грузинская улицы, Грузинский Вал и Грузинская площадь. Кстати, грузинская слобода имела немалые привилегии от русских правителей: особые льготы по государственной повинности и некоторое самоуправление, предоставленные колонистам, позволили им развернуть значительную торговую и культурную деятельность. Вот вам и вклад в историю Москвы.

На улице Мещанской

— Кстати, о слободах. Говорят, там жили не только немцы.

— Немцами раньше называли всех, кто не умел говорить по-русски, то есть был для местного населения как бы немым. Поэтому в немецкой слободе жили и голландцы, и англичане, и много кто еще. Вообще, в разные периоды истории Москва испытывала влияние разных народов. В свое время, например, в Москве были 1, 2, 3 и 4 Мещанские улицы. Они так назывались, потому что по-польски город — это «место». И слово «мещанин» означает просто «горожанин».

И после Смутного времени довольно большое число поляков осталось в Москве. Они сформировали несколько слобод, которые стали называться Старые паны. До сих пор существует Старопанский переулок — это небольшая старинная московская улица в Китай-городе между Большим Черкасским переулком и Биржевой площадью. Так что поляки тоже формировали городскую среду.

При этом, надо понимать, Польша долгое время была частью Российской империи, то есть поляки были своими. А еще на формирование облика Москвы серьезно повлияла французская диаспора. Ведь после Великой французской революции в Россию бежали многие аристократы. Император, в частности, разрешил им селиться в районе нынешнего Кузнецкого Моста, рядом с Кремлем.

Нить накаливания, дающая свет

— Так и получились москвичи — смесь русских, татар, армян, поляков, французов...

— Москвичи в культурном плане — это своего рода сплав. В производстве часто бывает, что один металл не дает нужного эффекта, и к нему добавляют другие. И получается, например, нить накаливания, дающая свет. Так и с москвичами. Можно сказать, что на протяжении многих веков становления и развития Москвы они вобрали в себя культуру многих народов, селившихся в этом большом пространстве, называющемся Москвой, и вносящих свой вклад в ее процветание.

ФАКТ

Первые поселения дославянских племен, по данным археологов, занимали высокий Боровицкий холм (это то место, где сейчас находится храм Василия Блаженного) еще во втором тысячелетии до нашей эры. На месте нынешней Москвы, как считается, жили вятичи и финно-угры.

amp-next-page separator