Дом, подвинься, метро строят
Возведение метро требовало много усилий, передовых технологий и нестандартных решений. Иногда, например, строителям приходилось двигать целые дома. Именно об этом в субботнем номере от 25 июля 1936 года писала «Вечерняя Москва».
Строительство линий метро в центре столицы не обходилось без подводных камней, которые были для строителей неожиданными. Например, никто не представлял себе, что именно скрывают столичные недра. На некоторых участках встречались целые паутины из коммуникаций, перекладывать которые не было возможностей. Часто из-за подобных проблем строители уходили на большую глубину. Но иногда находили и другие решения, как «просто» передвинуть дом.
Так случилось и на трассе вдоль Ленинского проспекта. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал на строительстве около дома 108. Своими впечатлениями он поделился в небольшой заметке. «Дом выглядит несколько необычно. Его фундамент заменили рельсы. Во всю длину дома под него положены массивные деревянные брусья, к которым прикреплены ролики. Этими роликами он опирается на рельсы, по которым в любой момент может поехать», — писала газета.
Метростроевцы научились уверенно двигать дома. Тот, что под номером 108, был уже четвертым. Ранее такая участь постигла дома 106, 112 и 118. Отмечалось, что технология передвижения домов намного лучше той, что использовалась при строительстве первой очереди. Тогда мешающие дома либо сносили, либо подвешивали на особых опорах. Этот способ был остроумным и эффективным, но и очень дорогим. Кроме этого, передвижка происходила много быстрее. Стоит сказать, что Метрострой не был пионером в этом деле, поскольку двигали дома в Москве и раньше, но с технической стороны предложенный им способ стал новаторским. «Передвижка домов, практикуемая Метростроем, отличается тем, что здания не поднимаются ни на один миллиметр. По частям разбирается фундамент, подставляется временная конструкция, рельсы, ролики. Жильцы передвигаемых домов все время остаются в своих квартирах и притом в полной безопасности», — объясняла газета.
Знаете ли вы, что
Когда вели тоннели в центре, в одном из домов жила оперная певица, которая репетировала. Строителям, работавшим в котловане под домом, это так нравилось, что они просили ее петь как можно чаще.
ЦИФРА
170 тысяч рублей в ценах 1936 года экономил способ передвижения домов на трассе строительства метро.
КСТАТИ
Момент сноса домов старой Москвы вошел в один из фильмов, в котором, по сюжету, к женщине в столицу приезжает старушка из деревни и не может понять, куда же делся ее дом. Строительство метрополитена имело свои издержки.