Самый чистый мегаполис: как Москва оказалась в зоне экологического комфорта
Общероссийская экологическая организация «Зеленый патруль» опубликовала очередной «Национальный экологический рейтинг» регионов страны. Москва в этом рейтинге заняла пятое место. Она стала наиболее чистым из крупных городов России. Санкт-Петербург, для сравнения, на 20-м месте, а Крым — на 64-м. Столица оказалась намного чище области, находящейся аж на 68-м месте в России. Откуда такой разрыв, почему столицу России можно считать очень чистым городом выясняла «Вечерняя Москва».
Итак, читаем рейтинг. Природоохранный индекс Москвы 40/60. Как пояснили в «Зеленом патруле», это, условно, соотношение в городе природы и застройки. Зелени и асфальта с бетоном. Природы в Москве — 40 процентов, застройки — 60.
— Тут все логично. Чем более успешен город, тем он плотнее застроен, — пояснил урбанист Григорий Мельник. — Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Токио — это настоящие «каменные джунгли». Причина проста: в успешный, богатый, развивающийся мегаполис постоянно приезжают новые люди. Им нужно где-то жить, работать, делать покупки, лечиться. Для их детей нужны детсады, школы и вузы. Для автомобилей — дороги. Как результат — застройка растет: и вверх, и вширь. Не зря к Москве в 2012 году присоединили новые территории — городу объективно нужно пространство. Но уже лет через 10–15 столица «съест» и его. Новую Москву застроят так же, как старую. Зелени в целом будет меньше, а зданий и дорог — больше. Это плата за прогресс и комфортную жизнь. Если вы не хотите платить и жить «на природе», можно поехать в деревню или работать удаленно, на даче. Но тогда не ждите ни магазинов с широким ассортиментом и в шаговой доступности, ни поликлиник, ни приличных школ.
Лучше всех заботимся об окружающем мире
А вот промышленно-экологический индекс у Москвы — самый высокий в России: 90/10.
Это значит, что, по мнению экологов, бизнес и власти города делают 90 процентов возможного ради сохранения окружающей среды. Ну, например, успешно продолжается реконструкция Московского НПЗ, который уже стал самым чистым в России и одним из самых чистых в Европе.
— Очень важно, что реконструированы Люберецкие и Курьяновские очистные сооружения, — считает Григорий Мельник. — Еще лет 10–15 назад в Печатниках, а иногда и в Нагатинском Затоне — в зависимости от направления ветра — жутко пахло канализацией. Причина была в открытых очистных сооружениях, из которых шло испарение канализационных стоков. А сейчас даже в поселке Курьяново, где эти очистные сооружения расположены, нет никакого запаха. Возможно, поэтому там уже началось строительство нового жилья: теперь это нормальная городская локация. Рядом Москва-река, есть станция МЦД, зелено, запах исчез. Так почему бы тут не поселиться? Также в Москве были закрыты многие вредные предприятия. Так, Дербеневский химический завод сейчас сдается под офисы. Московский нефтемаслозавод планируется застроить офисами и жильем. Московский газовый завод переоборудован под бизнес-центр. На месте Кусковского химического завода построен ЖК.
— Большой город автоматически вытесняет низкорентабельные вредные предприятия, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Ведь заводу нужно платить за дорогую городскую землю — налог либо аренду, делать отчисления за вредные выбросы, платить рабочим высокую, «московскую» зарплату. Это невыгодно, потому что себестоимость продукции высокая, а значит, ниже ее конкурентоспособность. В Москве выгодно размещать относительно небольшие высокорентабельные предприятия с практически нулевыми выбросами: например, производить чипы для электроники или медицинское оборудование, что, кстати, сейчас в московских технополисах и делается.
Дороги построили. Пора обновлять технику
Практически все выбросы, поступающие в столичный воздух, — от машин.
— Активное строительство дорог, которое сейчас ведут московские власти, — это еще и экологический проект, — пояснил автоэксперт Сергей Тепляков. — Дело в том, что в Москве очень плохое соотношение «железа и асфальта»: то есть числа автомобилей и дорог, ведь город изначально проектировался под передвижение на общественном транспорте. Мало дорог — ниже скорость. Ниже скорость — больше выбросов. И наоборот.
Дороги, к счастью, строят. С 2011 года в Москве появилось свыше 1,2 тысячи км дорог и 359 искусственных сооружений: мостов, тоннелей, развязок. Появились хорды, рокады, Московский скоростной диаметр, где можно ездить без пробок. Как результат — средняя скорость движения автомобилей растет, а значит, объем выбросов от транспорта снижается. С 2011 года он стал меньше на 600 тысяч тонн в год.
— В Москве работают уже больше 1000 электробусов и их число до 2025 года должно удвоиться, — пояснил Григорий Мельник. — Все это здорово, но теперь пора подумать о более экологичной коммунальной технике. Ведь по нашим дворам до сих пор ездят древние, еще советских времен дизельные тракторы. Их экологический класс, судя по черному выхлопу, Евро 0. Все эти «поливалки» и «чистилки» в Москву словно на машине времени прибыли.
К счастью, ситуация пусть и медленно, но меняется. В рамках Московского урбанистического форума, который прошел недавно, представили спецтехнику, работающую на природном газе. Этим летом компания «МОЭК» — главный поставщик в дома москвичей отопления и горячей воды — начала эксплуатацию первых 12 спецмашин с двигателями на газовом топливе. Речь идет о КПГ — компримированном, то есть сжатом, природном газе. По сравнению с дизельной техникой использование КПГ позволяет снизить выбросы твердых взвешенных частиц. Проще говоря — сажи. Объем выбросов от такого автомобиля в атмосферу по сравнению с дизельным до 10 раз меньше.
— «МОЭК» — это, по сути, госкомпания. Как и ГБУ «Жилищник», обслуживающее наши дворы, и «Мосводоканал», и «Мосводосток», — пояснил Григорий Мельник. — Таким образом, практически вся коммунальная техника, работающая сейчас в Москве, состоит на балансе у города — так же как и общественный транспорт. Это хорошая новость, потому что у города, в отличие от частника, есть и деньги, и желание заботиться об экологии.
Эксперт привел простой пример — речные трамвайчики.
— Большая часть того, что сейчас ходит по Москва-реке, — это суда частных компаний, доставшиеся им еще во времена приватизации, — пояснил эксперт. — Это, как правило, катера 1960–1970-х годов постройки, работающие на дизеле. Выхлоп от них такой, что в безветренную погоду где-нибудь по Пушкинской или Воробьевской набережной неприятно гулять: в воздухе сильный запах выхлопов. Город же запустил свои речные трамвайчики, работающие даже не на газе, а на электричестве, то есть с выбросом буквально нулевым. А есть еще работающие на электричестве автомобили, которые используются на природных территориях.
Есть бесплатные маршрутки-электромобили на ВДНХ. Это все тоже городская техника. Так что замена техники коммунальной, я думаю, следующий логичный шаг.
Изменилось сознание местных жителей
Социально-экологический индекс Москвы, согласно исследованию «Зеленого патруля», 76/24 — самый высокий в России. Как поясняют экологи, этот индекс отражает усилия жителей по сохранению окружающей среды. В Санкт-Петербурге, для сравнения, он 65/35. В Московской области и вовсе 45/55. Это значит, что люди, общество, делают для поддержания экологического равновесия меньше половины от того, что от них зависит.
— У Подмосковья две главные беды — большой транзит и мусор. Кстати, именно транзит — один из источников мусора. В Московской области очень много дачников — и своих, и московских. Они разбредаются по лесам, устраивают пикники, вытаптывают почву и, понятно, не уносят мусор с собой. К тому же зачастую плохо решается проблема вывоза мусора из садоводческих товариществ. Его часто сваливают в ближайшие овраг.
Зеленые территории Москвы, по словам эксперта, спасают мигранты.
— Все городские лесопарки убирают постоянно, каждый день. И, в отличие от подмосковных лесов, они благоустроены — есть урны, — пояснил Мельник. — Но главное — изменилось сознание москвичей. Все мы помним времена, когда народ выбирался в ближайший парк на пикники. Разжечь на земле костер или, в лучшем случае, поставить на траву мангал было обычным делом. Как и оставить после себя мусор. Тут и полиция, надо отдать должное, работает, и природоохранные службы. Не менее важно, что парки стали благоустраивать — в них появились «официальные» пикниковые точки: нужды портить природу уже нет. Всякие лесопосадки с непонятным статусом стали «Народными парками», а это значит, что их благоустроили и стали следить за порядком. И в такой благоустроенный парк уже с мангалом не придешь, не намусоришь, костер не разведешь, потому что это неуместно, среда изменилась.
Вместе с тем, по мнению эксперта, изменилось и сознание москвичей. Они, например, стали активнее разделять мусор.
— В прошлом году при сортировке было направлено на переработку около 1,5 миллиона тонн вторсырья, что почти на 50 процентов превышает предыдущий аналогичный показатель, — заявил заммэра Петр Бирюков. — Для сравнения — до старта программы в 2019 году выделили 450 тысяч тонн вторсырья, а уже в 2020 году эта цифра выросла практически в два раза.
Согласно данным опроса портала SuperJob, в котором приняли участие 1600 горожан, уже__ сортируют мусор 46 процентов опрошенных.
Еще 27 процентов собираются начать это делать. Респонденты до 34 лет чаще других являются сторонниками сортировки мусора в домашних условиях. При этом экологическая осознанность растет с уровнем дохода: москвичи с доходом свыше 80 тысяч рублей чаще, чем те, кто зарабатывает менее 50 тысяч, одобряют раздельный сбор мусора и сами его сортируют.
— Большинство опрошенных пытаются уменьшить свой экологический след: 45 процентов респондентов неоднократно используют пластиковые пакеты и упаковку, 37 процентов ходят в магазин с многоразовыми сумками, а каждый пятый предпочитает покупать товары из биоразлагаемых материалов, — пояснила руководитель исследовательского центра портала Наталья Голованова.
Получается, состоянием окружающей среды озабочены не только власти, но и сами горожане. Логично: ведь мы в этом городе живем и заинтересованы в чистоте и свежем воздухе.
СПРАВКА
С 2011 года экологи наблюдают существенное улучшение качества воздуха в городе. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу столицы снизились на 60 процентов, концентрации загрязняющих веществ уменьшились до 2,5 раза. Во многом это было достигнуто за счет фактора топлива. Так, например, на объектах энергетики Москвы сжигается только самый экологичный его вид — природный газ. На всех автозаправках продается моторное топливо (дизель и бензин) исключительно экологического класса Евро-5. Еще один важнейший фактор — экологичность автопарка Москвы. По данным столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, более 75 процентов автомобилей, курсирующих в столице, соответствует высоким экологическим классам 4, 5 и 6. Проводится электрификация автобусного парка города. Сейчас в Москве используются более 1180 электробусов. При этом практически полностью обновлен парк трамваев, что делает их более привлекательными для пассажиров по сравнению с личным транспортом и обычными автобусами.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
У столицы появился настоящий хозяин
Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»:
— Еще лет 15 назад Москва в нашем рейтинге была регионом-середнячком. Сейчас наш город — самый чистый российский мегаполис. В чем тут дело? Сейчас объясню. Главная, на мой взгляд, причина — это появление в городе настоящего хозяина, заинтересованного в его долгосрочном развитии. Москва, напомню, первой из российских регионов перешла на топливо экологического класса Евро-5. Второй важный момент: само это топливо — произведенное зачастую на Московском нефтеперерабатывающем заводе, качественнее своих аналогов, произведенных на других предприятиях. Поэтому в выхлопах автотранспорта меньше диоксида серы и фенолов. Если учесть, что примерно 95 процентов всех выбросов в атмосферу Москвы — это автомобильные выхлопы, то качество бензина приобретает принципиальное значение.
Еще один важный момент: стало меньше самих выбросов. Тут сказалось сразу несколько факторов. Первый и, наверное, главный — снижение числа поездок. Дело в том, что у москвичей появилась достойная альтернатива автомобилю: резко увеличилось число станций и даже линий метро, появились Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры, Большая кольцевая линия. Сейчас уже нет смысла ехать куда-то на автомобиле — есть более быстрый транспорт. Кстати, по этой же причине снизилось и количество автомобилей, приезжающих в Москву из области.
Теперь многие из их водителей и пассажиров пользуются МЦД. Кстати, многим наверняка понравилось, что пересадка с МЦД на метро — бесплатная. Даже если человек едет на автомобиле, то все равно делает меньше выбросов, потому что пробок стало меньше. При плавном ходе автомобиль чадит куда меньше, чем когда едет на первой или второй передаче. А пробок стало меньше из-за бурного развития уличной сети.