Экскурсовод Юлия Шереметьева приоткрывает перед гостями неизвестные ранее страницы истории Новоспасского монастыря в Москве, которые удалось обнаружить во время реставрации / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В Москве обнаружили редкие фрески

Город

В субботу, 11 ноября, в Новоспасском монастыре прошла экскурсия. Гостям представили новые факты из истории обители, которые обнаружили при реставрации.

Экскурсия, которая позволяет прикоснуться к живой истории, называется «Тайны Новоспасского монастыря». Сначала путь лежит на колокольню и в храм, который был недавно отреставрирован. Тут можно увидеть личные вещи великого князя Сергея Александровича — сына императора Александра II. В 1905 году он, будучи Главнокомандующим войсками Московского военного округа, погиб от руки террориста. Представлены и настоящие сапоги князя, в которых он был в день гибели, награды и даже часть материи, в которую его останки обернула великая княгиня Елизавета Федоровна. Теперь останки Сергея Александровича покоятся в монастыре, а ему самому установлен памятный крест.

Сейчас церковь отрестраврирована. А когда-то, по словам экскурсовода Юлии Шереметьевой, в этом здании были...коммунальные квартиры.

— Название «Тайны Новоспасского монастыря» придумал Денис Солодовников, — говорит она. — Он долго был в монастыре директором музея. Мне кажется, это название точно отражает суть нашей экскурсии.

По словам Юлии Шереметьевой, много открытий было сделано во время реставрации, которая еще продолжается.

— В Преображенском соборе есть маленькая комната, в которой хранились вещи, свечи, — рассказывает Юлия Шереметьева. — Когда-то я хотела туда попасть, но мне сказали, что там нечего смотреть.

А потом началась реставрация и в этой комнате нашли работы мастера фрески и иконописи второй половины XVII века Гурия Никитина. В то же самое время, когда государь-император приказал ему расписать наш собор, он работал где-то в другом месте. Поэтому пришли иконописец Федор Зубов и его товарищи.

И они два года выполняли очень сложную работу. Затем к работе все-таки присоединился Гурий Никитин, и эту комнату оформлял именно он. Считалось, что в Москве вообще нет его работ. И вдруг они нашлись. В сам монастырь Юлию «привели» ее младшие дети.

— Они пошли заниматься скрипкой. И их преподаватель — суперпрофессионал, музыкант, предложила мне пойти к одному батюшке. Так я познакомилась с иеромонахом Иаковом, — говорит Юлия Шереметьева. — В результате я нашла тут и духовного наставника, и работу.

Юлия получила техническое образование. Она как раз искала работу, и ее пригласили на собеседование в одну крупную компанию.

— Я должна была с утра ехать на собеседование, — говорит Юлия Шереметьева. — А вечером позвонил батюшка и предложил пойти к ним.

В результате вместо одной работы я оказалась на другой. И ни секунды не пожалела!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Илья Сергиеня, руководитель реставрационных работ в Новоспасском сонастыре:

— В ходе реставрации была открыта запись, из которой становится понятно, что в 1691 году храм расписали Гурий Никитин и известные мастера стенописи конца XVII века. Это их единственная живопись в Москве. И эта роспись — последняя в биографии Гурия Никитина. До этого он расписал Спасо-Преображенский собор в Суздале. Она-то и считалась его последней работой.

Но оказалось, что она тут.

amp-next-page separator