Прийти, увидеть, поступить: как в Москве готовят к олимпиадам талантливых школьников
Выходить за рамки школьной программы, учиться в команде единомышленников и поступать без экзаменов в университеты мечты — так выглядит путь успешного олимпиадника. Но с каждым годом количество интеллектуальных состязаний и конкуренция увеличиваются, участие требует серьезной подготовки. В Москве выстроена целая система развития таланта школьников. В статье мы рассказали, как в столице популяризуют олимпиадное движение и ведут ребят к победам.
Москва и олимпиады
Главный олимпиадный центр столицы, который в этом году отметил десятилетие, — Центр педагогического мастерства. Он не только готовит учеников к интеллектуальным состязаниям, но и координирует проведение школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиадым (ВсОШ). Благодаря выстроенной системе ученики показывают рекордные результаты. Так, в 2023/24 учебном году более 2300 московских школьников поехали на финал ВсОШ и выиграли 1331 диплом. Он действителен четыре года: призеры и победители поступают в ведущие вузы, получают грант Мэра Москвы и могут претендовать на повышенную стипендию на протяжении всего обучения в бакалавриате.
Система подготовки открыта для всех желающих: свой путь ребята начинают в московских школах, где работают массовые кружки, реализуются городские проекты «Математическая вертикаль» и «IT-вертикаль», работают академический, медицинский, математический и другие классы, проходит в электронном формате школьный этап ВсОШ. Центр педагогического мастерства помогает школам и педагогам методическими материалами, курсами повышения квалификации. ЦПМ работает со школьниками, причем не только с теми, которые идеально знают школьную программу и готовы изучать предмет на углубленном уровне, но и с теми, кто хочет попробовать посмотреть на знакомую дисциплину с новой стороны, стать более разносторонним человеком.
Таланты школьников: выявить и развить
Подготовка к интеллектуальным состязаниям — лишь одно из направлений работы ЦПМ. Помимо курсов и вечерних занятий, школьники участвуют в фестивалях, научных кружках, конференциях, турнирах, чемпионатах, погружаются в научную деятельность, которую они продолжат уже в университете.
Директор Центра педагогического мастерства Артем Шишов рассказал о задачах ЦПМ: «Каждый московский школьник, который хочет присоединиться к олимпиадному движению, может сразу же стать его частью. В сентябре-октябре ребята принимают участие в школьном этапе ВсОШ, где, решая задания в онлайн-режиме, они могут познакомиться с нестандартными задачами, загореться предметом и начать готовиться к олимпиадам уже более высокого уровня. Важно лишь выбрать интересующее направление, удобный формат, подключиться к нашим курсам: мы проводим интенсивы и выездные сборы, очные и онлайн-занятия для учеников с разным уровнем знаний».
Массовые проекты: сделать первый шаг в мир интеллектуальных состязаний
Главное, что нужно для участия в соревнованиях, — это интерес. Чтобы его пробудить, Центр педагогического мастерства проводит открытые мероприятия для всех желающих вместе с Ассоциацией победителей олимпиад. Так, в начале каждого учебного года ЦПМ организует олимпиадные праздники, где школьники знакомятся с миром олимпиад в увлекательной форме, узнают о перспективах участия в интеллектуальных соревнованиях и вместе с друзьями приходят на мастер-классы по любимым предметам.
Также всем ученикам московских школ доступны для прохождения базовые онлайн-курсы и курс «Про олимпиады» — это образовательные видеоролики для школьников 7–11 классов, которые только начинают свой путь и планируют попробовать свои силы в первых этапах состязания.
Традиционно для школьников всех возрастов проходит олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Участники посещают различные места по всей столице и выполняют там задания. Ежегодно в проекте участвует более 200 культурных пространств, что позволяет ученикам построить свою стратегию игры, найти интересующие их темы, получить новые знания по краеведению, истории, литературе и даже точным и естественным наукам.
Чтобы посмотреть на школьные предметы по-новому и попробовать себя в решении практических задач, кейсов и головоломок, школьники регулярно принимают участие в турнирах ЦПМ. Каждый сезон проходит несколько соревнований по разным предметам: так, этой осенью состоится три состязания: МЫШ по лингвистике (Межрегиональный турнир Ынтеллектуальных школьников), КУСТ (Командный ученический страноведческий турнир) и ХИТ (Химический исследовательский турнир).
Наконец, тех, кто увлечен олимпиадным движением, интересуется журналистикой и работает в школьных СМИ, приглашают на Конкурс олимпиадного творчества (КОТ). В рамках него ученики готовят и публикуют медиаматериалы об олимпиадниках и их наставниках, делятся секретами подготовки к соревнованиям и объясняют преимущества участия в них. А ЦПМ помогает распространить лучшие работы и организует ежегодный образовательный форум.
Вторая ступень: погрузиться и начать побеждать
Если вы уже посетили олимпиадный праздник или приняли участие в турнире, самое время начать готовиться к состязаниям на курсах. Для этого в ЦПМ существуют специальные программы резерва сборных Москвы. Это особое звено в экосистеме столичного олимпиадного движения для тех, кто только погружается в подготовку к соревнованиям. Школьники, зачисленные в резерв, бесплатно занимаются в городских кружках, онлайн-группах, на интенсивах или на выездных школах в зависимости от выбранного предмета.
Чтобы отрабатывать знания на практике, можно участвовать в олимпиадах: например, в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады, Московской олимпиаде школьников, Турнире им. М. В. Ломоносова, Турнире городов и других. Многие из них входят в Перечень олимпиад школьников и дают значительные льготы при поступлении в вузы.
К вершине Олимпа: стать членом сборной и выиграть олимпиаду
Чтобы стать призером регионального этапа Всероссийской олимпиады и попробовать силы в финале главного интеллектуального состязания, необходима серьезная подготовка. ЦПМ сопровождает учеников на этом пути: в сентябре проходит отбор кандидатов в сборную — ими становятся школьники, уже имеющие серьезные знания по предмету и олимпиадные достижения. Они посещают регулярные занятия, выездные сборы, интенсивы, работают с индивидуальным куратором и получают развернутую обратную связь. Те, кто успешно выступает на региональном этапе, становятся членами сборной и интенсивно готовятся к финалу Всероссийской олимпиады.
Александр Белов, главный тренер сборной по химии, рассказал о том, как устроена подготовка по его предмету:
«Чтобы попасть в учебные группы ЦПМ, важно показать базовые знания по химии. При этом, начиная готовиться ко Всероссийской олимпиаде по этому предмету, стоит понимать, что содержание соревнования уже давно вышло за рамки школьной программы, и сейчас, по сути, задания строятся вокруг университетского курса. Для участия необходимо знать некоторые курьезные факты из истории химии, интересные соединения, которые могут даже не изучать студенты химических факультетов. Уровень очень высокий: мало даже иметь знания именно по предмету, необходимо еще обладать разнообразными специфическими олимпиадными навыками, в том числе решать задачи с недостаточным условием, подключать всю свою эрудицию.»
Принципиально есть два формата занятий — с кандидатами в сборную и членами сборной. Первый формат — это регулярные еженедельные занятия, которые начинаются в сентябре и идут вплоть до заключительного этапа ВсОШ, иногда и после него. И второй формат — это так называемые интенсивы или сборы, когда на одну-три недели участников освобождают от школьных уроков, и они в течение всего дня занимаются только подготовкой к олимпиаде по химии. В основном такие курсы представляют собой занятия теоретические, потому что объем информации, которую нужно освоить, крайне велик. Но и практике, конечно, тоже уделяется внимание, потому что практический тур встречается и на региональном, и на заключительном этапах ВсОШ.
По мере обучения мы следим за динамикой результатов каждого школьника, его прогрессом в обучении. И для этого задаем домашние задания, проводим диагностические работы. На сборах регулярно организуем пробные туры олимпиад, которые позволяют окунуться в атмосферу соревнования».
А Анна Борисова, главный тренер сборной по английскому языку, поделилась тем, как тренеры работают с учениками гуманитарной дисциплины:
«В сентябре на сайте ЦПМ размещается информация о тестированиях: дети регистрируются на него и затем решают комплексный тест. Если ребята справились успешно, они попадают в сборную в роли кандидатов. При этом уровень их языка должен быть достаточно высоким — примерно С1-С2.
На занятиях с кандидатами, которые затем становятся членами сборной, мы работаем в формате профильных семинаров. Они проходят три раза в неделю (10 часов), где мы занимаемся практикой письменной и устной речи, расширяем кругозор в области страноведения. Кроме профильных семинаров мы работаем в формате интенсивных курсов: на протяжении недели каждый день проходит по четыре-пять пар. Обычно мы проводим такие программы перед муниципальным, региональным и заключительным этапами ВсОШ для более интенсивной подготовки. Также мы организуем выездные сборы: мы едем в Подмосковье, погружаемся в олимпиадный мир и усиленно готовимся. Эти выезды — своеобразная репетиция заключительного этапа.
Главным образом мы отслеживаем динамику результатов школьников на самих олимпиадных турах. Если ученики 9 и 10 классов выступили не очень удачно, это не значит, что они не могут продолжать заниматься: напротив, это отличная возможность подготовиться к следующему олимпиадному сезону».