Москвичка Дарья Сафронова переходит улицу Чаянова по сигналу нового светофора, работающего в тестовом режиме / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Подмигнет зеленым глазом: как работают новые светофоры в Москве

Город

5 августа во всем мире отметили День светофора. Как красный, желтый и зеленый стали главным управляющим звеном в транспортной системе, рассказывает «Вечерняя Москва».

Первый автоматический светофор в Москве появился в 1930 году на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Он представлял собой трехцветный фонарь, установленный на высокой опоре, и мог функционировать лишь по заранее запрограммированному циклу. Несмотря на свое довольно примитивное внутреннее устройство по современным меркам, этот светофор стал важным шагом в развитии системы регулирования дорожного движения.

Сегодня московские светофоры — это высокотехнологичные устройства, интегрированные в единую интеллектуальную транспортную систему города. Светофоры сами собирают и анализируют данные о трафике, автоматически адаптируя режим своей работы в зависимости от текущей дорожной ситуации. Это позволяет значительно снизить количество пробок, а также повысить безопасность дорожного движения. В результате благодаря оснащенности новыми устройствами город становится более комфортным и для автолюбителей, и для пешеходов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности:

— С января 2025 года Центр организации дорожного движения обновил светофоры по 58 адресам — на них заменили оборудование, установили дополнительные секции и звуковые сигналы. Новые светофоры установили в 27 точках: рядом с популярными у жителей местами и интенсивными перекрестками, а также в местах, где часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Продолжаем улучшать условия для всех участников дорожного движения.

РАЗБИРАЕМСЯ В ДЕТАЛЯХ

Управление потоками

Внедрение умных светофоров является важным элементом модернизации городской транспортной системы. Их объединение в единую цифровую сеть позволит управлять движением комплексно: синхронизировать работу перекрестков, учитывать реальную загруженность улиц, оперативно реагировать на заторы и дорожно-транспортные происшествия, а также перенаправлять транспортные потоки для снижения перегрузок.

Интеллектуальное управление

Система интеллектуального управления светофорами помогает регулировать движение, максимально обеспечивать пропускную способность и безопасность улиц. В случае аварий или других нестандартных ситуаций специалисты ЦОДД могут вмешаться в работу устройств.

Локальный режим

Светофоры работают по заранее заложенной в них программе отдельно от других светофорных объектов. Как правило, это сценарии: утренний час пик, вечерний час пик и день.

Адаптивный режим

Такие светофоры на основании поступающих к ним данных самостоятельно определяют дорожную ситуацию и адаптируются к ней. Информацию о транспортном потоке они получают с помощью индукционных петель или датчиков, вмонтированных в дорожное полотно на перекрестке.

Координированное управление

Светофоры связаны между собой и действуют синхронно, чтобы пропускать нужное количество автомобилей и поддерживать интенсивность на участке. Обычно это применяется на вылетных магистралях.

Для чего нужны

Светофоры помогают предотвращать ДТП, делают улицы безопасными для автомобилистов, пешеходов и городского транспорта.

Сколько всего

В Москве более 64 тысяч светофоров, также есть умные перекрестки и устройства с разными фазами для участников движения. Специалисты используют только отечественное оборудование.

ВСЕГДА НА КОНТРОЛЕ

Инфраструктуру в столице регулярно обновляют. В этом году новые светофоры установили на многополосных магистралях, по которым проходит большое количество маршрутов городского транспорта. Особое внимание уделили дорогам рядом со школами, детскими садами, поликлиниками и социальными учреждениями, например центрами Московского долголетия и библиотеками. При модернизации светофоры оснастили кнопками для пешеходов или дополнительными секциями с обозначением поворота. Также более полутора тысяч раз скорректировали настройки их режима работы, что позволило пешеходам тратить меньше времени на ожидание разрешающего сигнала, а водителям — быстрее проезжать перекрестки и магистрали.

На каждом светофоре сегодня есть свой порядковый номер, указав который, можно сообщить диспетчерам о случившейся поломке. По словам заммэра по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова, ключевая задача Ситуационного центра ЦОДД — мониторинг городских дорог. Специалисты ориентируются как на фактическую обстановку, так и на прогноз движения на ближайшие часы.

amp-next-page separator