Марат Хуснуллин: На первом месте интересы горожан, а уже потом – инвесторов

Город
Сегодня столица входит в мировую тройку лидеров по объему строительства. Работы ведутся на сотнях площадок. Ежедневно столичные инженеры используют уникальные и самые современные технологии. Объекты возводят быстро, качественно и точно в срок.

Москвичам есть чем гордиться, мы убедились в этом, беседуя в эфире сетевого вещания газеты «Вечерняя Москва» с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

«Новоавстрийский метод»

- Когда может состояться соединение Солнцевского и Калининского участка Калининско-Солнцевской линии?

- Действительно, у нас есть в планах соединение этих двух участков, чтобы из Новокосино жители могли доехать до Солнцева, Раменок и Новопеределкина. Но при проектировании и строительстве этой линии мы столкнулись с трудностями. Во-первых, это самая глубокая из всех линий. Она должна пройти под центральной частью города, под Москвой-рекой. Глубина ее залегания будет порядка 80 метров. Это, кстати, приводит к серьезному удорожанию строительства. И во-вторых, центральная часть города плотно застроена, очень сложно найти место, откуда мы могли бы с помощью так называемых подходных шахт начать прокладку тоннелей. Задача непростая, а потому окончательное решение по этой объединенной линии будет принято в 2016 году.

- Какие технологии используются при прокладке тоннеля под Москвой-рекой?

- Есть специальные тоннелепроходческие щиты. Их делает немецкая компания, так вот, они говорят, что теоретически могут изготовить для нас такую машину, которую можно будет по частям опустить под землю и пустить на проходку. Мы не можем здесь использовать стандартные щиты. Ведь для одной такой машины, а ее протяженность 80 метров, нужна огромная площадка и котлован. Обычно разработка забоя производится буровзрывным способом и возведением постоянной обделки из чугунных тюбингов.

При этом в мировой практике чаще используется так называемый «новоавстрийский» метод проходки тоннелей, суть которого заключается в том, что проходка осуществляется специальными механизированными комбайнами, а затем возводится постоянная отделка из набрызг-бетона, при этом используются различные составы и смеси. На Люблинско-Дмитровской линии в порядке эксперимента уже была выполнена проходка вспомогательного тоннеля с использованием этого способа: проходка осуществлялась механизированным комбайном, а постоянная обделка возводилась из фибро-набрызгбетона.

Специалисты проанализировали опыт, полученный при таком строительстве и теперь, это решение планируется применить на сооружении перегонных тоннелей, в том числе в устойчивых необводненных породах при проходке тоннелей под руслом реки Москвы. Скорость проходки при этом увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с обычным буровзрывным способом. Для Московского метрополитена такое решение может быть использовано и в связи с задержками поставок тюбингов с Украины.

Масштабный метрострой

- Кстати, а как сейчас идет работа на Люблинско-Дмитровской линии? Окончится ли строительство северного участка в этом году?

- Планируем ввести участок в следующем году - по объективным причинам. Во-первых, грунт на некоторых участках оказался тверже, чем мы думали, поэтому скорость проходки замедлилась. Во-вторых, при заглублении мы попали на верхние водоносные слои, пришлось использовать специальную технологию заморозки. Тоже ушло время. Ну и в-третьих, все та же задержка с чугунными тюбингами. Поэтому, скорее всего, мы переведем пуск первой части линии на 2015 год, а окончательно линию введем в конце 2015 года.

- А сколько всего сейчас в Москве стройплощадок, если говорить о метро?

- Пока 355, а всего их будет 430. Сегодня на 250 уже идет стройка. Для сравнения скажу, что больше нас метро в мире строят только Пекин и Шанхай. Но при этом они строят комбинированное – подземное и наземное – метро, интегрируют метро и железные дороги. Пока запускать скоростные поезда не планируем, но у нас есть те же электрички, которые мы намерены развивать. Мы планируем пустить пассажирское движение по МК МЖД и реконструируем пять направлений железных дорог, хотим закончить к 2015-2017 годам.

- Какие это направления?

- Октябрьское: до Крюкова, а фактически до Зеленограда, в 2015 году уже будут ходить скоростные электрички. Строители обещают до конца этого года от станции «Сходня» (железнодорожная станция на главном ходу Октябрьской железной дороги, расположена в городском округе Химки Московской области - прим. «ВМ») до Ленинградского вокзала пустить полноценное движение. Также у нас в работе Курское, Казанское и Смоленское направления. Еще мы стараемся активно включить в работу Киевское направление, которое пока не так сильно загружено. Но с учетом развития новых территорий оно становится самым важным. Вообще если мы темпы строительства подземного метро и железных дорог в 2015-2016 годах выдержим, то по объему мы будем сопоставимы с Пекином, а, возможно, где-то даже вырвемся вперед.

- А что сейчас происходит на участке Третьего пересадочного контура?

- Строительство идет полным ходом. Там вырыты котлованы, в ближайшие месяцы запускаем щиты. Почти все специалисты склоняются к тому, чтобы участок довести до «Электрозаводской». Для чего? Для того, чтобы эта линия технологически заработала. В 2016-2017 годах мы хотим завершить северную полухорду Третьего пересадочного контура - фактически от «Делового центра» через «Марьину Рощу» и до «Электрозаводской». И, конечно, если бы мы смогли дойти от «Некрасовки» до «Электрозаводской», и тогда от «Некрасовки» до «Делового центра» можно будет доехать без пересадок.

Территория, доступная пешеходам

- Среди планов по развитию транспортной инфраструктуры – строительство капитальных транспортно-пересадочных узлов. Давайте поясним, что это за узлы такие и когда они появятся?

- У нас всего в городе определено 255 транспортно-пересадочных узлов, или ТПУ, в том числе 90 на метрополитене. Более ста ТПУ сделаны в плоскостном исполнении. В городе может быть лишь 20-30 крупных пересадочных узлов - это общемировая практика. Далее узлы поменьше и совсем небольшие. И везде, где есть возможность, мы стараемся сделать парковки. Особенно это важно у тех станций метро, которые подходят к МКАДу или выходят за МКАД. До 2020 года в Москве запланировано строительство 164 капитальных ТПУ.

Капитальные ТПУ требуют более масштабной работы, поскольку предполагается строительство многоуровневых парковок, эстакад, пешеходных переходов и так далее. Для примера, в настоящее время на Малом кольце Московской железной дороги уже возводятся ТПУ: Лужники, Площадь Гагарина, Новопесчаная, Коптево, Открытое шоссе и Белокаменная, идет и реконструкция верхнего строения пути и сооружение контактной сети. Самый сложные вопрос здесь - как соединить все виды транспорта с точки зрения организации движения, ведь когда сегодня мы говорим про ТПУ, я еще раз подчеркиваю, тут важна и пешая доступность. В идеале человек должен до ближайшей остановки доходить пешком. Есть понятие коэффициента пешеходной доступности: например, может ли взрослый дойти до работы или места отдыха, а ребенок - до школы пешком. Кстати, хочу сказать, что в советское время этот коэффициент очень четко учитывался.

- В этом отношении Москва чуть ли не уникальный город. У нас порядка 75-80 процентов территории между Третьим транспортным кольцом и МКАД является пешеходно доступной.

- Москва, при всех наших проблемах, в отношении пешеходной доступности является одним из самых удобных мегаполисов в мире. Есть 27 мегаполисов, с которыми мы себя сравниваем. Среди быстрорастущих городов у нас, безусловно, лучший коэффициент пешеходной доступности.

- Во многом благодаря еще советским строителям, которые заложили потенциал, позволяющий нам сегодня развиваться и строиться.

- Конечно, посмотрите на юго-западную часть города. Еще в советское время, при небольшом количества автомобилей, уже были заложены достаточно широкие улицы, проспекты.

Проект мирового уровня

- Давайте вернемся к Москве-реке. Ведь скоро будет объявлен конкурс на разработку концепции развития пространств вдоль нее.

- Москва-река и территория, прилегающая к ней, занимает 10 процентов территории города в границах старой Москвы. Получается, что это крупнейший градостроительный проект города. И проект мирового уровня. Ведь его реализация может очень серьезно поменять подход к организации городского пространства. Приведу простой пример: мы привыкли, что у нас дороги идут вдоль набережных, а ведь это неправильно, доступа к реке нет. Даже с точки зрения экономики, самая ценная земля в городе – на берегу реки. Поэтому правильно бы было отводить магистрали от реки.

- Но куда?

- У нас, действительно, немного таких мест. Мы сейчас планируем территорию ЗИЛа, и вот с Симоновской набережной нам удается отвести от реки транспортные потоки. А освободившуюся территорию мы благоустроим. Но в целом мы хотим, чтобы для обустройства реки и прилегающей к ней зон была разработана единая концепция. Потому что если мы кусками будет это делать – тут набережную сделаем, тут дом построим, то мы реку просто потеряем.

Сейчас активно работаем и с инвесторами, и с собственниками участков земли, все охотно идут на контакт, потому что понимают, что у этого проекта синергетический эффект – здесь выигрывают все. При этом напомню, на первом месте стоят интересы города и горожан, а уже потом – инвесторов. В этом году мы проведем международный конкурс, он будет объявлен в конце апреля, а закончить его мы хотим к декабрю. То есть к декабрю будет определена концепция. И судя по реакции, которую вызвала новость про конкурс, заявок будет много. Это же очень интересно, престижно.

- И масштабно.

- Знаете, это один из таких проектов, ради которого стоит жить. И конкурс, думаю, будет сумасшедший с точки зрения успеха, внимания к нему.

- Чувствуем, нас ждет интересное лето.

- И очень непростое. Это же не математическая формула, тут все очень тонко. Будем привлекать независимое жюри, международных экспертов.

Символ столицы

- К слову о международных событиях. Следующее крупное спортивное соревнование, которое ждет Москву, - чемпионат мира по футболу в 2018 году. Многих интересует судьба главной арены мундиаля – «Лужников». Вместе с мэром Москвы вы на днях посещали стадион. Что там сейчас происходит?

- Там сейчас идет демонтаж трибун и начинается активный этап реконструкции. Внешний вид арены практически не изменится, а число мест мы увеличим за счет изменения угла наклона трибун. Зрители этого никак не почувствуют. ФИФА же требовала, чтобы мы увеличили количество мест до 89 тысяч. А для этого надо было бы сносить стадион и строить новый. Но я не знаю, у кого сегодня поднимется рука, чтобы подписать такое решение. Ведь это символ Москвы, наряду с Кремлем, зданием МГУ на Воробьевых горах.

Тогда мэр лично занялся этим вопросом. В результате с ФИФА удалось договориться, всего мест на большой арене будет 81 тысяча. Мы сохраним стадион, почистим фасады, заменим светопрозрачные конструкции, они уже отслужили свой срок. Это будет хорошо и для поля, так как там должно быть естественное покрытие. В общем, работы много предстоит. Сейчас еще есть идея в каждом секторе сделать иллюстрации важнейших в истории стадиона событий, например, Спартакиады народов СССР 1956 года, Олимпиады-80, чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года и так далее.

- На международной выставке инвестиций и коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах столичные власти представили интерактивный макет центра города. Расскажите о нем, пожалуйста.

- Этот интерактивный макет центральной части Москвы размером 9,2 на 7,2 метра. В 2017 году, когда запланированная работа над градостроительным макетом Москвы будет полностью завершена, он станет крупнейшим в мире: его площадь превысит 945 квадратных метров. Для сравнения: макет Нью-Йорка (США) занимает площадь 867,3 квадратных метра, Шанхая (КНР) - 604 квадратных метра.

Не исключено, что московский макет сможет претендовать на внесение в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой архитектурный макет города. Экспонируемые 70 квадратных метров макета – одна из самых сложных в архитектурном и планировочном плане частей Москвы – модель Бульварного кольца, где воссоздано с абсолютной точностью 6,5 тысячи зданий и сооружений! Законченный архитектурный макет будет включать в себя территорию Москвы в пределах Третьего Транспортного кольца, а также территорию Воробьевых гор с высоткой МГУ и промзоной ЗИЛ. В том числе в макет будут включены новые территории Москвы – Троицкий и Новомосковский административный округ.

Макет имеет несколько функций. Во-первых, сугубо прикладную, с его помощью можно прорабатывать разные варианты планирования, проектных решений. Иными словами, это некий инструмент для работы градостроителей. Второе – макет дает возможность информировать жителей о том, как город развивается. Допустим, вы запланировали построить дом. Вот на этом макете мы можем посмотреть, как это здание впишется в городскую среду.

- Где он будет выставлен?

- Мэр дал поручение рассмотреть возможность выставления его на территории Всероссийского выставочного центра. К слову, этот макет делали 80 человек полтора года.

- А как он сделан?

- С помощью компьютерной программы задаются виды зданий, а потом по команде специальные машины из пенопласта их вырезают. А вот подкрашивали макет вручную.

И напоследок

- Вы так увлеченно рассказываете. Чувствуется, в работу погружены с головой. А когда же отдыхать?

- Работа, наверное, - это мое любимое хобби. И я работаю с удовольствием А когда остается свободное время, как правило, в воскресенье, играю в волейбол, езжу на природу. Если в отпуске, стараюсь найти время покататься на лыжах. Но при этом тоже думаю о работе. Особенно, когда еду куда-то в другие страны, смотрю, как и чем живут их города. Из 27 ведущих мегаполисов мира я был в 24. И могу сказать, Москва – один из самых лучших мегаполисов в мире.

amp-next-page separator