Экологические проекты могут стать прибыльными

Город
Мегаполисы мира продолжают бурно развиваться. Огромное население, ухудшающиеся экологические условия ставят перед городскими властями новые проблемы. Как их решить, рассказали «ВМ» участники форума.

Московский урбанистический форум сфокусировал внимание на множестве насущных проблем развития городов. Экологические условия жизни в мегаполисе в условиях огромного скопления транспорта — одна из основных проблем, которые нужно решать быстро. Но послушайте, как звучит название сессии Урбанистического форума, на которой будет обсуждаться этот вопрос: «Экологические проекты как драйвер экономического роста».

Казалось бы, какая связь? Для решения этих проблем нужно вкладывать большие деньги. А как же прибыль?

— Не говорите, — возразил один из основных экспертов сессии, заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН профессор Борис Ревич. — Вот, например, в США запретили использовать в подъездах жилых домов свинцовую краску. Понадобилось наладить производство новой. Кстати, у нас эта проблема была решена еще в 60-х годах прошлого века.

По словам Ревича, еще одна важная проблема — необходимость борьбы с черным углеродом, проще говоря, с сажей.

Для резкого уменьшения выбросов надо разработать новые дизельные двигатели. Вот возможность включения процесса импортозамещения, способ заинтересовать в ее решении московские и региональные компании.

Борис Ревич напомнил о страшной жаре в столице в 2010 году. В Москве в последние несколько лет реализуют масштабные проекты по созданию рекреационных зон на месте старых промзон. Увеличились вложения в зеленое строительство города.

Никто, однако, не спорит с тем, что человеческий капитал — это главное богатство городов. Как создать комфортную среду для их жителей? Как эффективно организовать предоставление государственных услуг? В рамках форума прошла очень интересная конференция «Власть и граждане: технологии сотрудничества». В самом деле: кем мы являемся для центров многофункциональных услуг Москвы, ДЕЗов, прочих государственных структур — клиентами или посетителями? Как убедить чиновника в том, что для него важен каждый пришедший за помощью москвич? Возможно ли это? — Когда-то меня называли просто наивной мечтательницей, — признала эксперт данной конференции, автор и директор образовательного проекта learn2learn Юлия Пшеницина. — Я ведь утверждаю, что граждане и власть, в конечном счете, — это конкретные люди. Наш проект — это процесс обучения технологиям общения через искусство, художественный образ. Мы предлагаем научить общению на ценностном уровне.

Мир меняется, и властный мир меняется вместе с ним.

По словам Юлии, среди ее клиентов, к примеру, московское правительство. Она преподает городским чиновникам систему клиентоориентированности через музыку и живопись, иллюстративный ряд. На своих уроках она говорит с чиновниками о любви.

— Вы знаете, — резюмирует Юлия, — люди во властных структурах воспринимают уроки общения с восторгом и признанием.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Громова, директор ГБУ «Многофункциональные центры Москвы»:

- По статистике, 89 процентов москвичей довольны работой многофункциональных центров оказания государственных услуг (МФЦ). Высокая оценка есть на уровне и руководства, и москвичей. Все опросы показывают: нам доверяют, и это главный показатель, который вдохновляет трудиться дальше над совершенствованием системы.

amp-next-page separator