Особняк Разумовского. Реставраторы спасли львиную лапу

Город
3 ноября после первого этапа реставрации для посетителей открылся Музей современной истории России, что на Тверской 21. Оценивала результаты масштабных восстановительных работ корреспондент «ВМ».

Шагаешь по Тверской в сторону Кремля. Перед глазами мелькают кафе, магазины, проносятся автомобили. Неожиданно современные постройки сменяет тихий дворик с полукругом и душистым розарием при входе. Это и есть знаменитый особняк на Тверской. Удивительным образом за ним закрепилось название «Дом со львами».

Впрочем, для первоклассника Ромы Головлева в этом нет ничего необычного. Вместе с мамой Рома пришел проведать главных жителей дома – львов.

Еще недавно шесть скульптур, царственно восседающих на воротах старинного особняка, были накрыты теплицами. Шесть теплиц по количеству фигур позволили мастерам проводить реставрационные работы в любую погоду. 2 летних месяца, несмотря на жару и зной, специалисты «мыли лапы», «причесывали гриву», наводили блеск героям «Евгения Онегина»( в романе А.С. Пушкин написал о доме так: «Балконы, львы на воротах, И стали галок на крестах» - прим. «ВМ»). Продолжались работы до тех пор, пока потускневшие от летящей с дороги грязи львы вновь не стали белогривыми.

– Теперь как новенькие, – резюмирует школьник, разглядывая пышную гриву льва. – Впрочем, скоро реставраторам вновь придется попотеть, – загадочно говорит мальчик. – Царь зверей попытается вырваться на волю. А значит вся работа пойдет насмарку.

Жители Тверского района верят легендам. По одной – постамент, расположенный дальше всех от Кремля, мистический. Как только на город спускается ночь, а последний автомобиль исчезает с улиц, чудо-зверь покидает постамент и растворяется в ночи. Подтверждает легенду «стоптанные ботиночки». А именно: передние лапы пушкинского героя к моменту реставрации разрушились до основания.

За кропотливую, почти ювелирную работу взялся реставратор Павел Шишмарев.

– Знаменитый дом со львами пережил пожар 1812 года, расширение Тверской, встречал гостей Английского клуба, а масштабной реставрации дождался только сейчас, рассказывает Павел Шишмарев. – Каменные львы, украшающие ворота здания не реставрировали никогда за два века их истории. Мы постарались вернуть львам облик Пушкинского периода.

И хотя по Тверской улицы вместо цоканья лошадок сегодня ревут автомобили, каменные львы как и 200 лет назад продолжают наблюдать за происходящим с невозмутимым спокойствием. Впрочем, невозмутимостью львы заразили и реставраторов, которым, прямо скажем, пришлось непросто.

Львы и правда как живые. Вес одной скульптуры достигает несколько сотен килограммов.

– Сперва нам предстояло снять с каждой фигуры загрязнения, облупившуюся краску. И только потом переходить к отдельным повредившимся фрагментам, – рассказывает специалист. – Наиболее сложные работы проводились на двух львах, расположенных на пилонах западных ворот ограды. У льва номер пять была восполнена утрата задней части туловища до 25 сантиметров.

Время от времени реставратор Павел Шишмарев приходит к зверью в гости. Так было и на этот раз. Результатом проверки лекарь старины остается доволен.

– У льва номер шесть была утрачена значительная часть передних лап у основания и когтей, – продолжает восстановитель. – Помимо этого, мы устранили последствия от эрозии, сняли несколько слоев краски – вплоть до белого камня. А для большей сохранности скульптуры покрыли специальной защитной глазурью.

Миф о похождениях проказника льва реставратор развеял сходу. Оказывается стоптанным львиным башмачкам имеется вполне разумное объяснение.

– Постамент шестого льва находится в самой темной части особняка. Солнце сюда редко заглядывает, – вводит в курс дела специалист. – Кроме этого, в осенне-весенний период с крыши на льва то и дело стекает вода. В заморозки наполненная влагой скульптура покрывалась коркой льда. Оттого камень начинал разрушаться.

Кстати, на время восстановительных работа Павлу пришлось буквально перевоплотиться в зубного техника. Только вместо привычных пациентов  в стоматологическом кресле –  двухсотлетние львы.

– Чтобы полностью восстановить утраченную львиную пасть, мы  использовали бормашинки, скальпели, лопаточки, – вспоминает Павел.

Кстати, москвичи пушкинские скульптуры любя называют котятами. Дескать, на диких  зверей эти домашние питомцы похожи меньше всего. И даже диковинный облик скульптур объясняют тем, что ни у мастеров, которые изготавливали эскизы, ни у заказчика, графа Разумовского, не было ни малейшего представления о том, как на самом деле должен выглядеть царь зверей. Опровергает этот миф, рельефы на отреставрированных стенах музея современной истории России. На них можно увидеть лепнину в виде масок львов того же периода. А стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском украшают причудливые фигуры, точь-в-точь похожие на пушкинских львов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Министра культуры Владимир Мединский:

– 4 ноября открывается после первого этапа реставрации здание Музея современной истории России. Делались не только фасады, но и фундамент, кровля, двери. В следующем году перейдем к внутренней части, будем расширять экспозиционную часть. Экспозиционная площадь будет увеличена за счет сокращения административных площадей.

Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский:

– Мы 4 ноября открываем отреставрированные скульптуры львов, охраняющие музей современной истории России. Эти каменные скульптуры за два века реставрируются впервые. Эти львы- символ той огромной работы, которую сегодня выполняют по возрождению памятников исторического и архитектурного наследия реставраторы. Кроме этого, в настоящее время реставрационные работы ведутся на территории Новодевичьего монастыря, комплекса "Зарядье", усадьбы Кусково.

amp-next-page separator