Водители, паркуясь на газонах, заставляют нас дышать пылью

Город
Почти весь снег растаял, и коммунальщики столкнулись с проблемой пыли. Поливать улицы нельзя, потому что температура минусовая и вода застынет. Откуда берется пыль и как с ней бороться? Пробуем разобраться.

С муниципальным депутатом района Сокол Антоном Морозовым мы решили провести рейд по территории. Встречаемся возле Чапаевского парка. Этот район — один из самых благоустроенных в столице. И все же видно, что улицы ждут генеральной уборки. Дорогущие машины, светлые стены домов и даже мои желтые ботинки требуют поливального шланга. Источник появления пыли заметен сразу: это вытоптанные газоны.

Двор по улице Песчаной, 6. По газону гуляет женщина средних лет с собачкой.

— Конечно, можно в парк пойти, но мне скоро на работу, а Тоську — дама кивает на болонку — нужно выгулять, — объясняет местная жительница Ирина Самарина.

— А вас не смущает, что вы газон вытаптываете? — спрашиваю.

— А где вы траву видите? — удивляется Ирина. — Тут давно нет никакой травы!

И верно. Под ногами — грунт без каких-либо признаков растительности, даже прошлогодней.

— Да, земля сплошная под окнами. Как весной ветер подует — все через щели к нам в окна летит, — рассказывает житель Андрей Коломеец.

Антон Морозов объясняет:

— У нас есть собачья площадка в сквере «Арбатец» около дома по Ленинградскому проспекту, 77. Но понятно, что владельцы собак выгуливают их не только там. Конечно, газоны в ходе прогулок любители животных вытаптывают.

А главная проблема, по мнению депутата, не всегда правильное устройство газонов.

Уровень грунта часто выше уровня ограждающего их бордюра. В итоге после каждого дождя часть влаги, которая не успела впитаться в почву, просто стекает на дорогу или тротуар. И, конечно, смывает часть грунта. Оказавшись на асфальте, этот грунт высыхает и превращается в пыль. И ветер эту пыль разносит.

— Вот видите: уровень газона выше уровня асфальта, а никаких бордюров нет, — показывает депутат на маленький скверик у дома № 4 по Песчаной улице. — Больше того: рядом ни одного люка ливневой канализации.

Землю после дождя смывает сначала на тротуар, а потом на дорогу. Антон Александрович советует использовать опыт США и Европы, где за газонами тщательно следят.

— Во-первых, все газоны там зеленые, за этим коммунальные службы постоянно следят, — объяснил депутат. — Во-вторых, каждый газон имеет систему бортиков и желобков.

Первые позволяют удерживать влагу на газоне и не дают стекать на асфальт. Вторые позволяют лишней влаге стекать непосредственно в ливневую канализацию.

Идем к разворотному кругу трамвая на Ленинградском проспекте. Еще весною здесь был приличный газон. Сейчас — замерзшая грязь, на которой припаркованы джипы. Вот один такой пытается, заехав на бордюр, встать на газоне.

— Ну куда же вы едете? Неужели не видно, что это земля? — спрашивает депутат у водителя внедорожника «мерседес».

— Земля? Ну и что? У меня на даче земля решеткой покрыта, траву не порчу.

— Но здесь никакой решетки нет! Может, вы на асфальте место для парковки поищете? — предлагает Антон Морозов.

Водитель, что-то бурча под нос, едет искать место.

— Чтобы не было пыли, нужно реконструировать газоны и огородить их от автомобилей, — уверен депутат.

А еще, добавлю, самим москвичам нужно вспомнить, что газоны — не место для выгула собак.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Мухортиков, замруководителя экспертного центра Probok.net:

- Много грязи на московские дороги привозят из Подмосковья. У наших соседей сложнее с парковочными местами, поэтому машины чаще паркуются на газонах и переносят грязь оттуда в столицу.

Кроме того, в Подмосковье и Новой Москве достаточно много грунтовых и гравийных дорог, оттуда на колесах привозятся глина и песок. В Москве автомобили стали реже парковаться на газонах: где можно, их превратили в парковочные карманы и плоскостные стоянки или огородили столбиками и заборами.

Существенная часть грязи попадает на дороги от строительной техники. Дорожных строек в Москве много, а вот колеса машин моют далеко не все. Одно дело — проследить, есть ли установка для мойки колес на стройплощадке, и совсем другое — на участке, где проводятся аварийные работы.

Андрей Соколов, замглавы руководителя ГБУ "Автомобильные дороги":

- У нас зимний сезон кончается 15 апреля. В этот период мы проводим уборку с помощью вакуумной подметальной техники. При минусовых температурах увлажняем дороги, используя незамерзающую жидкость. Дворники проводят уборку на газонах, которые расположены в границах проезжей части. Знаки дорожного движения мы моем круглый год.

Анзор Алисултанов, глава управы Бутырского района:

- Во всех «Жилищниках» города имеются компактные подметально-вакуумные машины — мини-пылесосы. Сейчас дворовые территории убираются только ими, так как стоит минусовая температура. Команда на промывание будет дана в начале апреля. Делать это сейчас опасно — при резких переходах температуры через ноль это может обернуться травмами для горожан.

КАК ГОРОД БОРЕТСЯ ЗА ЧИСТОТУ

Депутат муниципального собрания Антон Морозов проверяет уровень запыленности района Сокол. В руке Антона Александровича — салфетка, которой он провел по чистому, казалось бы, автомобилю. Его тоже покрывает слой пыли / Фото: Наталья Феоктистова

МНЕНИЕ

Оставим на месте траву и листья

Александр Чумаков, эколог, вице-президент Российского Зеленого креста

Главный источник пыли в Москве — газоны. Посмотрите: некоторые из них, особенно на окраинах, вытоптаны так, что превратились в подобие асфальта. Если земля на таком «газоне» высохла, то ноги пешеходов моментально превращают ее в пыль, и как только подует ветер, то ее, разумеется, сносит. В итоге слой пыли — везде: на машинах, дорогах, наших подоконниках...

Чтобы верхний слой почвы не выветривался, необходимо удерживающее его покрытие: например, опавшая листва или скошенная трава. Они создают место жительства и источник питания для микроорганизмов, насекомых, которые, в свою очередь, не дают на газонах появиться «залысинам», разносимым ветром. В Москве же нередко опавшую листву необоснованно убирают, а траву косят так коротко, что она моментально засыхает.

Немалую часть пыли дает автотранспорт. При трении об асфальт, как известно, покрышки стираются, и мельчайшие частички резины оказываются в воздухе. Посмотрите в ясный безветренный день на какую-нибудь вылетную магистраль: над ней стоит облако. Тут не только выхлопные газы, но и частички покрышек. Число автомобилей в Москве ежегодно увеличивается на 100 и более тысяч, поэтому «фактор покрышек» становится все более значимым. Я, например, живу в районе Третьего транспортного кольца. Если с подоконника моей квартиры в течение недели не стирать пыль, а потом положить на него ладонь, то рука будет грязной.

Разумеется, поставляют в воздух пыль и многочисленные стройки...

Можно сделать воздух в Москве чище? Думаю, да. Во-первых, следует оставить в покое газоны. Хотя бы часть их не нужно стричь и убирать листья. Простой пример. На стадионе «Динамо» уже несколько лет идет реконструкция. Часть зеленой зоны вокруг стройки огородили: траву не стригут, листья не убирают. И что же? Всего за полтора года тут появилось очень красивое разнотравье, зелень выглядит здоровой, жужжат шмели и другие насекомые, поют птицы. Такой кусочек живой природы возле Ленинградского проспекта! Так вот: подобные кусочки можно организовать во многих дворах. Они будут не только радовать глаз, но и никогда не станут поставлять пыль, как вытоптанные у нас под окнами газоны.

Второй момент: ученым-почвенникам нужно заказать создание новых регламентов работы с газонами. Солнечная сторона двора — один регламент. Теневая — другой.

Но, что еще важнее, нужно наладить контроль за соблюдением этих регламентов. В общем, с пылью нужно бороться не только коммунальной техникой — она устраняет следствие, а не причину.

ЦИФРА

5 тысяч рублей составляет в Москве максимальный размер штрафа за парковку на газоне. Регламентирован штраф и для тех водителей, кто не моет колеса и привозит в город грязь на колесах своих автомобилей, в результате чего она попадает на асфальт — они платят по 1000 рублей. Штрафовать таких нарушителей должны инспекторы ГИБДД.

amp-next-page separator