Простор и высокие своды
Каждый из этих проектов можно обнаружить на схеме 1950-х годов. Она представляет первые линии метро, которые замыкает Кольцевая. После этого началось массовое строительство новых веток, на которых станции и вестибюли несут куда меньше художественной ценности, нежели самые старые сооружения подземки. Архитекторы в шутку называют такие ветки «сороконожками» — Калужско-Рижскую, например. Сегодня мы видим, что строительство Московского метрополитена возвращается к прежней архитектурной традиции.
1. «Свердловская площадь»
Еще одна станция мелкого заложения — сводчатая «Свердловская площадь» — это один из вариантов сегодняшней «Театральной». Конструкция, основанная на опыте французского и немецкого метро, не подошла нам — она требовала слишком большого уничтожения наземной архитектуры, потому как без этого конструкция перегонов не проходила по габаритам. Кстати, проектировалась «Свердловская» еще в 1927 году. Разговоры о том, что метро было задумано в 1930-х годах — просто популярные домыслы, оно проектировалось с начала века.
2. «Новокузнецкая»
Иван Таранов в конце 30-х предложил именно такой вариант «Новокузнецкой». За основу станции действительно взяли спроектированные им порталы, но вот что интересно: «Новокузнецкая» была открыта во время войны, и вопреки логике и политики экономии довоенное предложение Таранова насытили декором. Появились барельефы, резные скамейки. Лаконичность станции обернулась сверхпышностью архитектуры.
Один из первых вариантов вестибюля «Новокузнецкой» выглядел вот так. Станция строилась на фундаменте снесенной Пятницкой церкви. К слову, метро до 1955 года носило имя Лазаря Кагановича.
3. «Мясницкие Ворота»
Это одно из предложений конструкции современных «Чистых прудов». Как мы знаем сегодня, проект в итоге остался за архитектором Николаем Колли, а автор первого чертежа, бесспорно напоминающего известный вестибюль «Чистых прудов», неизвестен. Мы видим вариант станции метро мелкого заложения, работа не была реализована именно по этой причине: центр столицы решили проходить глубоким способом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Илья Заливухин, архитектор-урбанист:
— Метро всегда выглядело современно. Поэтому логично строить новые станции по последним тенденциям, вбирая мировой опыт: появляются более эффективные системы освещения и качественные отделочные материалы. Однако важно сохранить традицию оригинальных авторских станций, как 85 лет назад. Я, например, очень люблю просторную «Кропоткинскую» архитектора Душкина с ее колоннами в виде салюта.