Строительство транспортно-пересадочных узлов в Москве: Как изменился город за последние годы

Город
На сегодняшний день согласно схеме, разработанной Институтом генплана Москвы, до 2020 года в столице построят 271 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). 169 из них будут капитальными, остальные 102 — плоскостными.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ), или хаб (от английского hub), — это место, где можно сменить одно средство передвижения на другое, например пригородную электричку на метро. Главная задача ТПУ — упростить пассажирам процесс пересадки с одного вида транспорта на другой сделать ее более комфортной. Но есть у хабов и другие функции.

ДВА ТИПА ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ

ТПУ делятся на плоскостные и капитальные. Первый тип предполагает перехватывающую парковку, где можно оставить свой автомобиль и пересесть на метро. Сейчас крупнейшая такая парковка в Москве находится у станции метро «Аннино» — там организована стоянка почти на 1500 автомобилей, а на «Щукинской» есть три крытых перрона для автобусов.

Капитальный ТПУ представляет собой многоуровневый комплекс, где есть парковки, остановки общественного транспорта и залы ожидания. Крытые переходы защищают пассажиров от непогоды, поэтому такой вид пересадки часто называют «сухие ноги». Кроме того, на капитальных пересадочных узлах создаётся разнообразная инфраструктура с широким набором услуг. 

Строительство ТПУ всегда сопровождается благоустройством окружающей территории. На месте бывших пустырей или промзон разбивают скверы, строят гостиницы, торговые и жилые комплексы. 

Ольга Шаталова и Никита Олейник осматривают строящуюся станцию метро «Шелепиха» на экскурсии, организованной по итогам опроса в проекте «Активный гражданин». Молодые люди учатся в строительных вузах Москвы / Фото: Наталья Феоктистова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Перед созданием проекта пересадочных узлов проводятся исследования, и совещания с представителями районных управ и префектур. Всё это делается для того, чтобы определить потребности и пожелания жителей горожан. Поэтому данная методика проектирования называется социальной.

В качестве примера можно привести яблоневый сад на Кутузовском проспекте возле будущего ТПУ «Парк Победы». Проявив уважение к традиционному месту отдыха (сад разбит более 50 лет назад), проектировщики решили не просто сохранить его, а дополнить новым сквером площадью семь тысяч квадратных метров. Новый парк площадью четверть гектара планируется устроить и возле ТПУ «Кожуховская».

Планируемые транспортно-пересадочные узлы / Фото: user

ЭВОЛЮЦИЯ ТПУ В МОСКВЕ

До недавнего времени на роль хабов в Москве претендовали в основном железнодорожные и автовокзалы, где пассажиры пересаживаются с электричек и автобусов. Важным моментом в эволюции ТПУ можно считать размещение перехватывающих парковок у конечных станций метро или станций, расположенных недалеко от МКАД, таких как «Аннино», «Выхино», «Домодедовская» или «Ясенево». За последние годы организована 31 стоянка совокупной ёмкостью 6,6 тысячи машино-мест. Но и этот вариант имеет недостатки: разгрузка городских улиц оборачивается повышенной нагрузкой на общественный транспорт, прежде всего на метро.

Наконец, появление в городе полноценных хабов связано с Московским центральным кольцом (МЦК), открытым в сентябре 2016 года. На этих ТПУ встречается четыре вида транспорта: наземный, метро, электрички и личные автомобили. На 17 станциях кольца организованы перехватывающие парковки общей вместимостью две тысячи машин. Столько же станций имеют пересадки на метро, ещё десять — на пригородные поезда.

Благодаря такому распределению новое кольцо выполняет главную миссию ТПУ — уменьшает пассажиропотоки на кольцевой и радиальной линиях метро, а также нагрузку на железнодорожные вокзалы. По разным оценкам, снижение трафика в центре составило от 20 до 40 процентов.

Улучшить транспортную ситуацию в Москве поможет и второе кольцо метро — Третий пересадочный контур (ТПК). Первый его участок, от «Петровского парка» до «Делового центра», будет запущен в начале 2017 года, а ещё через три года ТПК замкнётся. На линии будет 28 станций, из которых 17 пересекутся с другими ветками метро, две — с МЦК, ещё семь — с линиями железной дороги.

Пассажиры пользуются проездом по 26 станциям МЦК с 10 сентября текущего года / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТПУ

При создании МЦК город в первую очередь решал транспортные проблемы, поэтому внимание уделялось в основном технической составляющей ТПУ. Попутно решались вопросы благоустройства окружающих районов. Для расчистки территории рабочие убрали тысячи тонн мусора, на бывших пустырях высадили 2800 деревьев. Кроме того, строители обновили фасады более 100 промышленных и более 130 жилых зданий, а свыше 20 сооружений украшены художественной подсветкой.

Следующий этап развития транспортно-пересадочных узлов — строительство коммерческой инфраструктуры. Масштабные многофункциональные комплексы будут создаваться на базе станций МЦК, старых и новых станций метро, в том числе которые будут построены на Третьем пересадочном контуре. Каждый хаб строится по индивидуальному проекту, который учитывает особенности района, потребности местных жителей и потенциальных пассажиров.

Некоторые хабы станут ядром новых микрорайонов: для «Рассказовки» город выделил площадь 340 тысяч квадратных метров, для «Саларьева» — 450 тысяч «квадратов», сообщает портал mos.ru.

«Окружная». Станция расположится в Локомотивном проезде у платформы Окружная Савеловского направления Московской железной дороги. На ее базе создадут ТПУ. Пересесть можно будет и на МЦК / Фото: Из архива

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В районе станции метро "Волоколамская" появится одноименный транспортно-пересадочный узел

В новый транспортный узел войдут станции подземки, железнодорожная станция и гостиничный комплекс с торговыми помещениями и подземной парковкой, сообщается в документах Москомархитектуры. Также запланирован перенос станции Рижского направления Московской железной дороги и снос уже существующей платформы «Трикотажная». Кроме того, в зоне «Волоколамской» планируют построить две платформы МЖД (далее...).

amp-next-page separator