Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Север и запад свяжет кольцо. К концу года откроют пять станций новой линии метро

Город
На фото: выход тоннелепроходческого щита на станции «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии

Завершаются горнопроходческие работы на станции «Нижняя Масловка» Третьего пересадочного контура метро. Одну из самых сложных станций столичной подземки откроют через год. А до конца 2017-го город получит еще ряд знаковых объектов, в первую очередь — станции Московского метрополитена. В интервью «ВМ» о главных сложностях стройки в условиях мегаполиса рассказал глава Департамента строительства Андрей Бочкарев.

Москва продолжает создавать удобную дорожно-транспортную инфраструктуру для горожан. Столичные власти поставили приоритетом в адресной инвестиционной программе строительство новых станций метро и дорог. В ближайшие три года городу предстоит разделаться с самыми тяжелыми стройками, создав, таким образом, современный транспортный каркас мегаполиса. О том, какие объекты готовы к запуску, а сдачу каких стоит подождать еще год или два, в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Первые десять километров кольца

— Андрей Юрьевич, москвичи с нетерпением ждут запуска первого участка Третьего пересадочного контура метро. Когда пойдут первые поезда с пассажирами?

— Вначале мы отключим участок Калининско-Солнцевской линии от «Парка Победы» до «Делового центра». Сделаем это для подключения новой ветки и соединения с существующей. В конце декабря этот участок примет первых пассажиров.

— С какими сложностями столкнулись строители при возведении пяти станций новой линии?

— Станции готовы практически на 100 процентов. Сложностей действительно было немало. Это и обводненные участки в районе станции «Динамо», с которой можно будет осуществить пересадку на «Петровский парк». Строительство перехода между двумя этими станциями ведется с применением технологии по заморозке грунта. Непростым можно назвать и строительство станции «Хорошевская», где мы также долго работали в обводненных грунтах. В целом линия протяженностью более десяти километров готова, идут финальный монтаж и тестирование оборудования, систем управления.

— Следующий участок Третьего пересадочного контура небольшой — от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». А его когда откроют?

— Через год. Участок хоть и небольшой, но очень сложный. «Нижняя Масловка» — станция глубокого заложения. Строительство станционного комплекса ведется на глубине 60 метров. Эти работы требуют длительных сроков и высоких трудозатрат.

— Будет ли город инициировать подобные тяжелые стройки — создавать станции на большой глубине?

— Специально строить станции глубокого заложения город не стремится. Сейчас помимо «Нижней Масловки» возводятся еще две станции глубокого заложения: «Шереметьевская» и «Ржевская» северо-восточного участка Третьего пересадочного контура. В перспективе планируется построить участок от «Делового центра» до «Третьяковской», который соединит две части Калининско-Солнцевской линии между собой. Однако эти планы реализуем после 2020 года.

— С чем это связано?

— Это очень сложный радиус, который пройдет на большой глубине, более 60 метров. Тоннели должны быть построены под Москвой-рекой недалеко от «Кропоткинской». Необходимо найти стартовую площадку для тоннелепроходческого комплекса в самом центре города, в плотной сложившейся застройке. С технической точки зрения этот участок станет одним из самых тяжелых для строительства. И, наверное, одним из самых дорогих.

Проект станции «Очаково» / Фото: Департамент градостроительной политики и строительства Москвы

Дома для поездов

— Давайте вернемся к теме создания Большого кольца метро. На каком этапе находится строительство северо-восточного участка Третьего пересадочного контура?

— Поставлена задача — запустить участок от «Нижегородской» до «Лефортово» уже в следующем году. А в целом весь участок до «Нижней Масловки» рассчитываем запустить к 2020 году.

— Кстати, а какое количество новых «домов» для поездов метро появится в ближайшие годы?

— В ближайшие четыре года мы планируем реконструировать два и построить семь новых электродепо. Одно из них, депо «Нижегородская», откроется на Третьем пересадочном контуре. Но помимо самих депо мы еще строим съезды к ним, а их протяженность может достигать 1–2 километров. По сути это те же самые перегонные тоннели со всей необходимой инфраструктурой.

— Китайские специалисты, которые уже сейчас заняты на возведении новых станций юго-западного участка нового кольца, будут участвовать в строительстве депо?

— Нет, строить депо компания CRCC не планирует. Их задача — возвести основные конструкции станций «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и проложить тоннели между ними. Для этого китайцы привезли пять проходческих щитов в Москву.

— То есть построят быстро?

— Они так настроены. Если мы бы проходили эти участки двумя тоннелепроходческими щитами, то китайцы хотят пятью. Это их выбор.

— Щитов много, не предложат ли они взять их в аренду?

— У нас достаточно тоннелепроходческих щитов — более 30. Две трети работают на линиях, другие проходят демонтаж или санацию.

Метро домчит до аэропорта

— А много ли щитов-долгожителей?

— Такие тоже есть, их порядка пяти.

— Сколько времени в среднем работает щит, прежде чем его спишут?

— В среднем щит проходит порядка 15 километров тоннелей. После этого машину ждет капитальный ремонт. Затем он может пройти еще около 15 километров.

— Андрей Юрьевич, а когда поедет участок Калининско-Солнцевской линии до Рассказовки?

— В первом полугодии следующего года. Для пассажиров откроется семь станций. Это серьезное продление существующей ветки.

— Хорошо, а каковы перспективы развития Калининско-Солнцевской линии после сдачи участка до «Рассказовки»?

— Линию продлят до Внукова. За три-четыре года построят две станции. В настоящее время начинаем их проектирование и трассировку участка ветки. Конечная станция, возможно, будет наземной, чтобы интегрировать ее с существующей инфраструктурой аэропорта.

Построить на тоннеле

— Еще одна ветка получит продолжение. Андрей Юрьевич, поедет ли в этом году Замоскворецкая линия до станции «Ховрино»? И какова ситуация с «Беломорской»?

— Как раз готовимся к пуску станции до конца декабря. Нам предстоит дважды проводить технологические отключения участка зеленой ветки от «Войковской» до «Речного вокзала», остановки движения придутся на выходные дни. Благоустройство проведем в течение двух недель. В дальнейшем создадим крупный транспортно-пересадочный узел на базе «Ховрино». А вот «Беломорскую» запустим в декабре следующего года. Возводим ее по такому же принципу, как и «Спартак» — строим на существующем перегоне.

Выйти за МКАД

— Еще один довольно сложный для метростроителей участок — это отрезок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Петровско-Разумовской» до станции «Селигерской». Когда его намерены сдать?

— Мы рассчитываем открыть три станции — «Окружную», «Верхние Лихоборы» и «Селигерскую» в марте следующего года. На станции «Верхние Лихоборы» строители постоянно работали в условиях сильного водопритока. Сама станция почти готова, завершена ее отделка, но в притоннельных сооружениях остался еще небольшой объем работ.

— То есть даже на глубине не спаслись от подземной речки?

— Геология Москвы очень сложная, много водонасыщенных грунтов, случается так, что они оказываются в том числе и в зоне работы метростроителей.

— Когда планируется продлить Люблинско-Дмитровскую линию метро за МКАД?

— Этот отрезок находится на стадии проектирования. Выбираем трассу, потом будем готовить проект планировки участка салатовой ветки. Через год надеемся выйти на стройку. Станции будут неглубокого заложения, возведем их за три года — примерно в 2021 году откроем.

Проект станции «Новопеределкино» / Фото: Департамент градостроительной политики и строительства Москвы

Поиск решений

— Андрей Юрьевич, давайте поговорим о строительстве дорог. В этом году планируется приступить к возведению первого этапа южного дублера Кутузовского проспекта. А когда будет реализован весь проект?

— Конкурс на строительство дороги объявлен, ждем подведения итогов. Саму магистраль построят в два этапа, первый начнем реализовывать в начале следующего года и завершим к началу 2020-го. Ко второму этапу приступим позже, вначале пройдет проектирование объекта, конкурс планируем объявить в 2018-м.

— На каком этапе находится строительство дороги в Новой Москве — трассы Солнцево — Бутово — Видное? Когда магистраль сдадут полностью?

— Дорога от Киевского до Калужского шоссе возводится в настоящее время, сдадут ее в сентябре 2018 года. Спроектирован участок от Калужского шоссе до улицы Поляны и от Киевского до Солнцева. Конкурс на строительство этой части магистрали уже идет. Планируется, что участок будет сдан в 2019 году.

— Ежегодно Москва строит порядка 90 километров дорог. Один из важнейших проектов — создание хорд, которые свяжут периферийные столичные районы, минуя центр города. На какой стадии сейчас эти проекты?

— В следующие два года мы планируем завершить работы по Северо-Западной хорде. Самый сложный участок на этой магистрали, проходящий через Нижние Мневники, — от Рублевского шоссе до улицы Народного Ополчения. Работы там уже ведутся, и основное строительство дороги в следующем году уже завершим. Тогда же сдадим и мост через Карамышевское спрямление Москвы-реки.

— Это одно из самых сложных искусственных сооружений на Северо-Западной хорде?

— Мост от улицы Народного Ополчения через канал существует, но он узкий и давно не выдерживает тех транспортных потоков, которые сформировались в этом районе. Сложность возведения нового моста заключается в прохождении стройки рядом с камерами шлюзов. Эксплуатирующая организация предложила пятна застройки таким образом, что мост невозможно было разместить перпендикулярно руслу канала. Небольшой угол увеличивал длину пролета почти вдвое — вместо 150 мы должны были построить 300-метровое сооружение. Соответственно, и цена такого вантового моста составила бы порядка 26 миллиардов рублей. Это накладно для бюджета города, поэтому было найдено решение о строительстве балочного моста протяженностью 170 метров.

— С какими еще искусственными сооружениями есть подобные сложности? К примеру, на Северо-Восточной хорде?

— Ежегодно мы возводим десятки новых искусственных сооружений в городе разной степени сложности. В скором времени сдадим участок Северо-Восточной хорды от магистрали Вешняки — Люберцы до Четвертого транспортного кольца. В составе этого участка возводится шесть эстакад суммарной протяженностью почти 3,7 километра, три подземных пешеходных перехода. В районе бывшего завода ЗИЛ появится мост. В составе магистрали Солнцево — Бутово — Видное строим объемный тоннель под Калужским шоссе.

— Появятся ли в Москве в ближайшие годы такие крупные развязки, как на пересечении Ленинского проспекта и МКАД или как на шоссе Энтузиастов?

— В составе Северо-Восточной и Северо-Западной хорды пока подобных сооружений возводить не планируется. Они не пересекают такое большое количество транспортных направлений, как на упомянутых участках. Строительство основных и самых крупных развязок на пересечении с Московской кольцевой дорогой мы уже завершили. Самой мощной у нас получилась Бусиновская развязка. Остаются еще два объекта — на пересечении с Щелковским и Алтуфьевским шоссе. Однако такими масштабными они не будут, необходимости в этом нет.

Выйти из пятна застройки

— Кстати, о территориях. Насколько тормозит строительство процесс освобождения земельных участков?

— Это типовая проблема застроенного города — освободить участки для возведения новых дорог. Порядка 60 процентов усилий и около половины стоимости всего объекта тратим на перенос коммуникаций и сооружений из пятна застройки. Строить дороги в чистом поле — быстрее и дешевле.

— Часто в суды уходите, особенно с теми собственниками участков или строений, которые оказались на пути прокладки новых магистралей?

— В соответствии с законом город может изымать участки и объекты при строительстве транспортной инфраструктуры. За изымаемые объекты выплачивается компенсация.

— И в судах владельцы участка или строения бьются как раз за размер этой компенсации.

— Есть закон об оценке и определенные процедуры, в рамках которых работают независимые компании. Как город, так и собственники объекта могут нанять оценщиков, которые несут уголовную ответственность за свои расчеты. Затем проводится экспертиза, которая определяет, кто же в итоге правильно посчитал. По ее результатам принимается решение.

РЕЙТИНГ

Топ-5 знаковых событий в строительстве в 2017 году

— Завершение реконструкции Большой спортивной арены «Лужники».

— Открытие парка «Зарядье».

— Открытие самой большой школы в Некрасовке.

— Завершение строительства развязки Северо-Восточной хорды на пересечении с шоссе Энтузиастов.

— Открытие движения по Калужскому шоссе после реконструкции.  

ЦИФРЫ

600 новых объектов получит Москва за три года, из них 180 — социальной направленности (школы, поликлиники, больницы, детские сады, спорткомплексы). В 2018–2020 годах планируется ввести 81,7 километра новых линий, 35 станций и 6 электродепо метро. В частности, должно завершиться строительство Кожуховской линии, продление Сокольнической линии в Коммунарку и участков Третьего пересадочного контура.  

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator