Культурное наследие обогатил метрополитен
К ценным объектам специалисты Мосгорнаследия отнесли три станции Кольцевой линии городского метрополитена: «Белорусскую», «Киевскую» и «Комсомольскую». Все они взяты под надежную охрану.
Решение о том, какие станции включить в реестр объектов культурного наследия, жители приняли самостоятельно. Они участвовали в голосовании на портале «Активный гражданин». В итоге в тройке победителей оказались «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская». Их лидерство можно объяснить популярностью среди пассажиров, ведь каждая из этих станций располагается в непосредственной близости от пяти крупных вокзалов, куда ежегодно прибывают сотни тысяч людей. Многие из пассажиров, чтобы добраться до нужного адреса, пересаживаются именно на метро. Так порой и начинается первое знакомство со столицей. А посмотреть есть на что.
Три победившие станции были построены в 50-х годах прошлого века. Их роскошное убранство — заслуга известных специалистов.
— Над их оформлением трудились знаменитые архитекторы, скульпторы и художники; каждая рассказывает о культуре и жизни советского народа, имеет исключительное убранство и является важным ориентиром на карте нашего города, — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Сегодня мы вместе с горожанами несем ответственность за сохранение этого наследия.
Дизайн каждой станции отражает определенный отрезок истории. Так, главной темой в оформлении «Белорусской» стали хозяйство и культура белорусского народа. За работу по оформлению станции в 1951 году архитекторы были удостоены Сталинской премии.
Панно на «Белорусской» — по сути, произведение искусства. Каждое из них обрамляют мраморные орнаменты с мотивами национальных узоров. К примеру, на одном из них в советское время были изображены девушки, которые вышивают портрет Иосифа Сталина. С приходом к власти Никиты Хрущева это панно было решено заменить на изображение ордена Трудового Красного Знамени.
Есть символы того времени и на станции «Киевская». Это строки из советского гимна, нанесенные на стену станции, а также изображение Владимира Ленина с его цитатой на мраморной табличке.
За право оформления «Киевской» боролись десятки архитекторов — на конкурс было представлено 40 проектов.
Победителем стала концепция коллектива из Киева.
Ключевой идеей в оформлении станции является юбилейная дата — 300-летие с момента воссоединения России и Украины. Центральный зал станции украшают 18 пилонов, в каждом из них — мозаичные панно.
Они размещены в лепные рамы с растительным орнаментом и посвящены историческим сюжетам. К примеру: «Переяславская Рада» , «Полтавская битва», «Пушкин на Украине».
Оформление «Комсомольской» — внутреннее убранство станции и вестибюль — выполнено по проекту известного архитектора Алексея Щусева.
Военная атрибутика, ордена, пальмовые листья, дубовые ветви — все это заложено в основу дизайна станции.
В зале «Комсомольской» фактически проиллюстрирована речь Иосифа Сталина в честь парада 7 ноября 1941 года — она выполнена в виде мозаичного панно.
В оформлении интерьера павильона станции использованы объемные украшения — барельефы, среди которых «Урок музыки», «Сбор урожая», «За мир», «Урок географии». Их выполнил скульптор Георгий Мотовилов.
За архитектурные решения в оформлении станции «Комсомольская» Алексею Щусеву в 1952 году была присуждена Сталинская премия.
— Многие станции Московского метрополитена уже внесены в реестр объектов культурного наследия, однако до недавнего времени станции Кольцевой линии в этот список не входили, — говорит Алексей Емельянов. — Каждая представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени.
Однако одновременно и в сжатые сроки включить все станции Кольцевой линии в этот реестр, по его словам, невозможно технически. Для начала принято решение привлечь активных жителей. Работа продолжится и дальше.
До конца 2018 года в реестр объектов культурного наследия планируется внести все 12 станций Кольцевой линии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Черкасский, директор народного музея метро:
— Все три станции являются яркими представителями расцвета так называемого сталинского ампира. Пройдя по ним, можно узнать много интересного: о послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской Белоруссии, о российско-украинской дружбе. На станции «Комсомольская» мы попадем как будто в торжественный зал, где чествуют победителей Великой Отечественной войны — наследников величайших побед русского оружия.
Филипп Смирнов, историк, москвовед:
— Оформление станций, вестибюлей нашего метрополитена — богатство, которое, безусловно, необходимо сохранять. Многие туристы, приезжая в столицу, отправляются в метро как на экскурсию. Такого нет нигде в мире. Путешествовать по станциям, рассматривая их убранство, можно бесконечно. Подходы, которые использовались в оформлении станций в советское время, поражают масштабами, архитектурными находками.
СПРАВКА
Основной проект Кольцевой линии метрополитена был утвержден в 1943 году. Движение по первому участку открылось 1 января 1950 года. Протяженность Кольцевой линии составляет 19,4 километра, а общее время в пути занимает 30 минут.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!