Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Антон Кульбачевский: Москва без преувеличений – самый зеленый мегаполис мира

Город
ЭКСКЛЮЗИВ "Вечерней Москвы". Чистый ли в Москве воздух? Сколько деревьев и кустарников уже высадили по программе «Миллион деревьев»? Что будет с мусором, который собрали за время матчей чемпионата мира по футболу? И почему нельзя купаться в некоторых московских водоемах? На эти и другие вопросы в интервью «Вечерней Москве» ответил руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.

- Антон Олегович, экология мегаполиса зависит от многих факторов, но все-таки город должен быть комфортным для людей. Как обстоят дела с качеством воздуха и воды в Москве?

- Как и в любом мегаполисе, жизнедеятельность людей оказывает колоссальное воздействие на все природные среды: атмосферный воздух, воду, почву, зеленые насаждения. Мы это и сами ощущаем, живя в городе. Но хочу всех успокоить: за последние семь лет, нам удалось перебороть тенденцию, и количество вредных веществ, загрязняющих нашу окружающую среду, заметно сократилось.

Пожалуй, самый главный показатель - чистота воздуха, поскольку он тесно взаимосвязан со всеми другими средами. И если до 2013 года количество вредных веществ, поступающих в воздух от московского транспорта, составлял 1 миллион тонн, то уже в 2017 году мы зафиксировали на 140 тысяч тонн меньше. И это при ежегодном увеличении количества автомобилей на дорогах города на 200-300 тысяч машин.

- Как удалось этого добиться?

- Прежде всего, грамотные решения транспортной политики. Это и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры, и ограничительные меры, в частности введение платных парковок в центре города, и переход на более экологичные виды топлива. В этом смысле Москва опережает другие российские города: уже практически два года на столичных автозаправках продается топливо не ниже класса "Евро-5". Обновился и автопарк города. Причем я сейчас говорю как о личном, так и о городском транспорте. И если в 2010 году количество автомобилей в Москве с двигателями "Евро-4", "Евро-5" было всего 20 процентов от общего количества машин, то уже в конце 2017 года эта цифра достигла 70 процентов. Все это в совокупности и помогло добиться положительной динамики в сторону уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

- Но иногда жители жалуются на неприятные запахи.

- Конечно, еще не все проблемы решены. Периодически появляются неприятные запахи. Они никак не вредят здоровью москвичей, но вносят определенный дискомфорт в жизнь горожан. В основном, это сероводород, который выбрасывают наши промышленные предприятия, среди которых Курьяновские, Люберецкие очистные сооружения и Московский нефтеперерабатывающий завод. На долю столичной промышленности приходится 10 процентов всех выбросов. Но, в любом случае, сейчас все предприятия, которые остались в черте города, находятся на стадии реконструкции и экологической реабилитации, и я надеюсь, что в ближайший год-два неприятные запахи исчезнут совсем. А мы за этим проследим.

- Как происходит мониторинг? Может быть, есть какие-то «умные» технологии, которые помогают вам следить за состоянием окружающей среды?

- Мы мониторим практически все природные среды: воду, воздух, почву, зеленые насаждения. Кроме того, делаем замеры шума, электромагнитных излучений. У нас для этого есть современнейшее ГПБУ «Мосэкомониторинг», которое соответствует всем международным стандартам. Наши данные признает Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных наций. Поверьте, ни в одном мегаполисе мира нет такой же совершенной системы экологического мониторинга, как у нас. Мы в режиме реального времени получаем данные о загрязнениях атмосферного воздуха, воды. Данные полностью открыты. Любой человек может зайти на сайт Экомониторинга и посмотреть, есть ли превышение загрязняющих веществ в любой из природных сред нашего города или нет.

- Кстати, а что все-таки с водой? Почему на некоторых пляжах города запретили купаться?

- По химическому составу вода у нас тоже улучшается, то есть в ней становится все меньше тяжелых металлов, нефтепродуктов, органики. Раньше основным источником загрязнения были очистные сооружения, которые сбрасывали сточные воды в Москву-реку. Однако после реконструкции этих сооружений мы реально констатируем серьезное улучшение качества воды в столичных водоемах.

Почему нельзя купаться? Это вопрос времени, и мы сейчас над ним работаем. Но надо понимать, что купаться нельзя не по химическому составу, то есть у нас, у экологов, к московским водоемам вопросов нет. С нашей точки зрения вода достаточно чистая. Однако санитарная служба, Роспотребнадзор, которая как раз и разрешает или запрещает купаться в том или ином водоеме, анализирует качество воды по своим, дополнительным параметрам. И здесь много аспектов. Наверное, они определили, что есть риск попадания в воду и размножения в ней различных болезнетворных микробов, которые могут оказать негативное влияние на здоровье человека. И мы сейчас вместе с ними разбираемся в этой проблеме.

- А насколько Москва, по сравнению с другими большими городами, – зеленый мегаполис?

- Москва без преувеличения самый зеленый мегаполис мира: около 50 процентов всей территории столицы занимают парки, скверы, бульвары, деревья, высаженные вдоль дорог и во дворах. Кроме того, у нас есть особо охраняемые природные территории. Не каждый мегаполис может похвастаться наличием в черте города таких заповедных зон, где мы охраняем живую природу. Это, на самом деле, гордость Москвы, это наши легкие, благодаря которым мы дышим свежим воздухом.

- А может ли город стать еще зеленее?

- Конечно. У нас для этого есть акция «Миллион деревьев». За пять лет мы уже озеленили более трети московских дворов. В цифрах – это около 100 тысяч деревьев и двух миллионов 100 тысяч кустарников, высаженных на территории более 10 тысяч дворов жилых домов, детсадов, школ, больниц и других учреждений города. Кроме того, последние два года мы озеленяем город по подпрограмме акции «Миллион деревьев» - «Лунка в лунку». Это когда мы высаживаем деревья вместо тех что погибли, например, из-за аномальных природных явлений.

Но помимо специальных программ, в "старой" Москвы также есть потенциал для озеленения за счет реорганизации промышленных зон. И я с оптимизмом смотрю в будущее. У нас есть экологическая стратегия: к 2030 году мы хотим увеличить площадь зеленых насаждений "старой" Москвы до 60 процентов. Амбициозные цели? Да, но вполне реальные и выполнимые.

- Чуть больше десяти лет для мегаполиса – не такой уж и большой срок. Верим, что все получится, вместе с вами. Тем временем, в городе прошел чемпионат мира по футболу, все департаменты подводят итоги. Вот вы говорили, что на стадионах Москвы на время матчей будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Как все прошло, и что теперь будет с отходами?

- Мусор собрали, и нам приятно, что гости столицы, которые приехали на чемпионат, поддержали нашу инициативу. Отходы отправили на переработку, и они получат вторую жизнь. Из пластика сделают пластик, из алюминиевой банки новую алюминиевую банку, из стеклянной тары также можно сделать много полезных вещей. Для нас это тоже хороший опыт. Ведь город сейчас активно работает над совершенствованием системы сбора и утилизации отходов.

- В этом году вы активно передаете животных из Центра передержки в разные зоопарки. В ближайшее время никого не планируете передавать?

- Известных животных, с историей, мы практически всех пристроили. У нас остался один леопард, один лев и, правда, очень много обезьян. Но мы же спасаем животных не для того, чтобы потом их кому-то отдать. Мы их спасаем, потому что это наша обязанность, наша забота. А дальше уже работаем с Московским зоопарком, с ассоциацией зоопарков России, с международными организациями. С каждым годом партнеров у нас становится все больше и больше, так что, думаю, в недалеком будущем мы уже будем четко понимать, кому какие виды нужны и сразу пристраивать спасенных животных.

- А что известно о московском законе «О защите животных»? Когда его уже примут?

- У нас все готово, но мы ждем изменения федерального законодательства. Думаю, это произойдет где-то осенью, после чего мы сможем принять и наш московский закон. Но уже с учетом тех норм, которые будут прописаны на федеральном уровне.

- При департаменте формируется молодежный совет, кто в него может попасть, и чем он будет вам полезен?

- Молодежный совет – наверное, не новая идея, такие советы есть при Департаменте образования, Департаменте здравоохранения и в других ведомствах. Но мы в свое время объединили волонтерские движения, а сейчас еще готовим общественных инспекторов по охране природы. Вместе с Общероссийским Народным фронтом мы обучили первых представителей и скоро будем выдавать им удостоверения. Так вот, я считаю, что это все взаимосвязанные истории. Ведь если мы говорим о волонтерах, то, в основном, это молодые люди в возрасте до 28 лет. У них активная жизненная позиция, они не равнодушны к тому, что происходит в городе, пытаются поднять и разрешить насущные проблемы и с удовольствием участвуют в наших экологических акциях. Это здорово. И Молодежный совет, я надеюсь, поможет нам объединить неравнодушных людей. В этом смысле Совет будет координировать и волонтеров, и инспекторов, помогая нам наладить с ними коммуникацию. Очень важно разговаривать с молодежью на одном языке, понимать, каким она видит будущее своего города, чувствовать, что нужно от нас. На мой взгляд, это будет очень интересный и полезный опыт.

amp-next-page separator