Должна существовать единая договоренность со всеми диспетчерскими службами, потому что водители могут переключаться между ними / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Московское такси: инструкция по применению

Город
Более 190 единиц нелегального такси изъяли у московских перевозчиков с начала года. Незаконных извозчиков в столице становится все меньше, а как правильно взаимодействовать с законными, расскажет «Вечерняя Москва».

Сегодня московский таксист и его «карета» — это далеко не те «бомбилы», которые еще несколько лет назад возили нас по городу. К столичным таксистам предъявляются строгие требования, описанные в Федеральном законе №69. А поскольку само такси, во многом благодаря легализации и работе агрегаторов, превратилось в общедоступный вид транспорта, надзор за соблюдением этих требований также усилился.

Как отметил председатель комитета Московской торгово-промышленной платы по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко, минимальный стаж водителя такси должен быть три года. Возить пассажиров он может как на личном, так и на арендуемом транспорте, при этом автомобиль должен пройти техосмотр. Тем не менее, по заказу к нам порой приезжает автомобиль, который даже с первого взгляда не вызывает доверия, а водители порой не очень хорошо говорят по-русски и не могут разобраться с навигатором.

Что заказывать

В сети можно найти несколько сервисов, предоставляющих рейтинг служб такси. Удивительно, но первые места в них занимают не прославленные Gett, Uber или Яндекс.Такси. К примеру, пользователи сервиса «Таксовик» отдали предпочтения службам «Самолет-Трансфер», «Такси Славянское» и «Такси Командир». Однако, можно с уверенностью сказать, что большинство москвичей просто заходят в мобильные приложения и вызывают машину, не задумываясь о том, услугами какого извозчика они воспользуются. О том, чтобы голосовать в рейтингах и оставлять отзывы, клиенты также не думают. Искать такси с самым дешевым тарифом особого смысла тоже нет, поскольку крупные агрегаторы свели ценовую разницу к минимуму.

Москвичи стоит в пробках почти вдвое меньше, чем жители Лондона, по данным компании INRIX / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Как отказаться от подачи машины

У крупных агрегаторов свои правила отказа от машины, однако в целом они сходятся. К примеру, в правилах Gett указано, что до прибытия водителя можно отказаться от поездки без каких-либо санкций. Штраф начислят, если такси уже подали, а пассажир ехать не хочет или опаздывает более чем на 15 минут. За опоздания наказываются и водители: если машины нет больше чем пять минут относительно заявленного расчетного времени, клиент может отказаться от поездки без штрафа.

Куда жаловаться

Бывает, что вы воспользовались услугами одного из крупных агрегаторов, а таксист хамит, портит багаж или вообще попал в аварию. Раньше агрегаторы успешно перекладывали всю ответственность на плечи перевозчиков, с которыми они сотрудничали. Мол, мы просто IT-компания и помогаем таксистам найти своего клиента, а клиентам — своего таксиста. Однако в июне этого года пленум Верховного суда России принял постановление, подтверждающее ответственность агрегаторов перед пассажирами в случаях, если договор с клиентом заключается от имени агрегатора или на поданном автомобиле есть символика данного сервиса. Если агрегатор идет в отказ, не стоит отчаиваться. Непристойное поведение таксиста — это административное правонарушение, по факту которого можно написать заявление в полицию. У дела может получиться продолжение, если будут доказательства того, что водитель оскорблял вас или ругался матом. Благо телефоны с камерами сегодня есть практически у всех. Если водитель испортил багаж, нужно идти в суд. А если он отказался, к примеру, везти вас с ребенком, хотя у вас было с собой детское кресло, можно обратиться в Роспотребнадзор.

Москвичи стоит в пробках почти вдвое меньше, чем жители Лондона, по данным компании INRIX / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Обязанности пассажира

Пассажиры такси хамят, портят автомобиль, склоняют водителя к несоблюдению правил перевозки очень часто. Выпил лишнего и вырвало в такси — будь готов отвечать, порвал обивку острым предметом, хоть и случайно, — ответственность тоже на вас. Правда, водители часто идут навстречу пассажирам и предлагают решить вопрос на месте, к примеру, берут деньги на химчистку. 

— В правилах агрегаторов запрещено курение в салоне, — говорит водитель московского такси Сергей Овчинников (имя и фамилия изменены по его просьбе). — Но я сам курящий и понимаю, как тяжело стоять в пробке в аэропорт и не покурить. Летом, когда мы где-нибудь встреваем, я разрешаю пассажирам покурить в окно. Но если курить, когда по МКАД едешь быстро, весь салон будет в пепле. Это несолидно, я бы в такую машину сам не сел. Одна из самых распространенных причин скандалов между водителем и пассажиром — это перевозка детей. Граждане заказывают машину и не указывают необходимость наличия детского кресла. Некоторые водители предусмотрительно возят его с собой, а некоторые — нет. — Обычно пассажиры начинают пререкаться, но я не повезу ребенка без детского кресла, меня за это оштрафуют, — рассказывает Овчинников. — А не дай бог что случится? Детское кресло же не просто так придумали, оно для безопасности. Я грех на душу не возьму. За отмену заказа с клиента возьмут штраф, платить его, естественно, никто не хочет, отсюда и конфликт, крики, хлопанье дверьми и прочие будничные «радости» таксиста. Универсальный совет: в любой ситуации нужно оставаться человеком. Если вы попросите водителя, например, сделать музыку потише/погромче или включить другую радиостанцию вежливо, вряд ли он откажется. 

amp-next-page separator