Порт приписки поездов: где ночуют составы метрополитена
Самое первое электродепо, созданное в столице, — «Северное». Оно было построено для обслуживания первой линии метрополитена — Кировско-Фрунзенской, которая сегодня называется Сокольнической.
— Здание было спроектировано с таким учетом, чтобы поезда могли целиком помещаться под крышей, — рассказывает сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Игорь Малыгин. — А между рельсами в каждом депо на всю длину находится особое углубление — канава, которая предназначена для удобства обслуживания, подвагонного оборудования.
Каждое депо разделено на две части — отстойную, где стоят поезда и проходят плановый осмотр перед выходом на линию, и ремонтную. Кроме того, в депо есть вагономоечная камера и станок для обточки колес, который необходим для поддержания профиля колесных пар в надлежащем состоянии. Для мотовозов — хозяйственных единиц, существуют мотодепо, откуда подвижной состав выходит только по ночам. Самое большое электродепо столицы сегодня — «Солнцево». Его вместимость — 40 поездов на ночной отстой и 10 поездов на одновременный ремонт. При его строительстве применили многие новейшие технические решения. Так, на въезде в депо устанавливаются специальные датчики, которые автоматически проверяют все колеса при прохождении поезда. Датчики выбраковывают дефектные колеса, отправляя их сразу на станок для обточки. При этом станок производит ремонт колес автоматически.
Также в составе депо «Солнцево» установлены компрессорная и тягово-понизительная подстанции.
В современных депо созданы условия не только для поездов, но и для тех, кто их обслуживает, — есть комнаты отдыха и даже спортивные залы с тренажерами. Помимо того, в депо расположены душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят медосмотр.
— Главная задача медицинской службы Московского метрополитена — выявление заболеваний, которые могут помешать машинистам работать, — рассказала начальник медслужбы, главный врач Вера Жельвис. Есть в электродепо и комнаты психологической разгрузки для машинистов. В них созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
КСТАТИ
на территории двух электродепо до сих пор сохранились фрагменты станций. Это «Калужское» и «Измайлово». По мере развития метрополитена станции, на месте которых создали депо, были перенесены, но облицовка стен и фрагменты старых украшений сохранились.