В 1962 году не было ни снежных пушек, ни подъемников / Фото: из архива Александра Свищева

Александр Свищев: Канатная дорога стала не просто транспортом столицы

Город

Интерес к канатной дороге, открывшейся лишь месяц назад, заметно растет. Она популярна сейчас и будет пользоваться еще большим спросом у жителей Москвы и гостей столицы в летний период времени. Корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался с одним из тех людей, кто уже несколько десятилетий знаком с районом «Воробьевы горы», где как раз до недавних пор шло активное строительство этой дороги.

— Александр Константинович, реконструкция «Воробьевых гор», как мы понимаем, – это серьезный проект, а для вас, очень особенный, если смотреть глазами бывшего спортсмена-горнолыжника?

— Да, Вы правы. Воробьевы горы – это лично для меня особенная история. Впервые я увидел горнолыжников именно на Воробьевых горах, когда моя сестра привезла меня посмотреть на Москву «сверху». Тогда я и «заболел» горными лыжами. Мне было всего семь лет, катались тогда мы с железнодорожной насыпи на «бочках». Возить меня постоянно на Воробьевы горы было некому, поэтому сестра записала меня в секцию беговых лыж неподалеку. Я и там пытался учиться первым поворотам на ближайших горках. Но когда получил свободу передвижения и первые карманные деньги, первым делом я отправился на Воробьевы горы, ведь это было единственным местом, где базировались московские горнолыжные секции. Но и тогда ничего хорошего меня не ожидало… Мне было 12-13 лет. В секции назвали переростком и поставили условие: возьмут меня, только если я приду со своим инвентарем. Было это в 50-е годы. Какой там инвентарь?

— Что за понятие «бочка»?

— Разбивали взятую в магазине бочку из-под огурцов, прибивали дугу из ремня для крепления валенка и на этих гнутых досках и катались.

— Кстати, в тех самых, 50-х годах, советские спортсмены завоевали первые олимпийские награды…

— Действительно это так. В 1956 году на Олимпийских играх в Кортине-д’Ампеццо была наша первая бронзовая медаль в истории. А завоевала ее Евгения Сидорова. Но даже тогда в газетах можно было прочесть, что горнолыжным спортом могут заниматься только богатые люди, пролетариям он не по карману, поэтому это спорт буржуев. Соответственно, и инвентарь был большой редкостью и очень дорогой. Пришлось отложить мечту...

Несмотря на то что в 70-е годы начался горнолыжный бум и везде стали ставить подъемники, на Воробьевых горах по-прежнему ходили пешком / Фото: из архива Александра Свищева

— Что еще из этого вида спорта вам вспоминается из тех времен?

— Тогда это был очень экзотичный вид спорта. Информации – минимум, в «Советском спорте» можно о чем писали, кроме как о горных лыжах. Даже потом, когда в семидесятые годы был настоящий бум как спортивный, так и любительский. Я, кстати, коллекционирую книги по горным лыжам. Первая книга по этой тематике в моей библиотеке датируется 1956 годом. С тех пор я собирал любую информацию по этой теме и у меня собрана уникальная библиотека. Думаю, что ни у кого больше нет такого количества литературы по горным лыжам.

— Все же, насколько я знаю, ваша мечта профессионально заняться горными лыжами была осуществлена.       

— Как только я получил паспорт и возможность устроиться на работу, перевелся из дневной школы в вечернюю, стал зарабатывать деньги на инвентарь. Ботинки купил почти сразу, а вот лыж не было. Купить можно было только в комиссионке. Наконец-то появилась единственная пара лыж, да не каких-нибудь, а французских «Россиньол»! Их стоимость была по тем временам 50 рублей. Для сравнения - беговые лыжи стоили максимум 5 рублей. Но самое главное – это длина, которая была 2 метра 20 сантиметров! Спусковые! А на улице уже снег! Была не была... Взял! Не терять же еще год… Вот с таким инвентарем я и заявился в секцию «Трудовых резервов» на Воробьевых горах. Ютились они в крохотных помещениях в здании под трамплином.

— Как проходили ваши тренировочные будни? Как поднимались в гору?

— Пешочком. В 1962 году не было ни снежных пушек, ни подъемников. Перед соревнованиями привозили на самосвалах грязный снег и  лыжами и лопатами растаскивали по склону. Нагрузка на склон была  огромная, а снег только естественный. Понятно, что склон представлял из себя сплошные бугры и лед. Искры из под кантов - нормальное зрелище. Каждый спортсмен одновременно и мастер по ремонту лыж. Лишиться лыжи при том дефиците - трагедия! 

1962 год. Под трамплином на Воробьевых горах. А. Свищев - крайний справа / Фото: из архива Александра Свищева

— Как вы совмещали учебу и тренировки?

— Таких как я «переростков» в секции было четыре человека. Понятно, что мечтать об олимпийских медалях нам было поздновато, но энтузиазма было не занимать. Три дня в неделю я вечером после работы ходил в вечернюю школу, а четыре дня – на тренировку. Свет на склоне выключали в десять часов вечера. Все уходили по домам, а наша троица шла к метро. Раньше там был бесплатный эскалатор на самый верх. Это и был наш первый «подъемник». Крепления у нас были «Кандахар» и отстегивались одним щелчком. Сверху, с моста, насыпь подсвечивалась фонарями, и мы продолжали тренировку «до упора». Но, несмотря на то, что в 70-е годы начался горнолыжный бум и везде стали ставить подъемники, на Воробьевых горах по-прежнему ходили пешком. Дело в том, что в основном возможность поставить подъемник имели любительские коллективы от крупных предприятий, где имелась материальная база, где можно было списать двигатель, оборудование, троса, редуктор, рамы, необходимые для постройки подъемника. А у спортивных организаций на Воробьевых горах такой базы не было, потому там дольше всех и ходили пешком. Конечно, это также сказалось на спортивных результатах.

— Ваш опыт и знания были воплощены в нынешний проект, осуществленный на Воробьевых горах.

— Когда мой сын Дмитрий Свищев (оп был первым вице-президентом федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, ныне президент федерации керлинга), рассказал, что ходят разговоры о грандиозном проекте реконструкции Воробьевых гор с целью создания там полноценного спортивного центра Москвы, я ни минуты не думая предложил помощь по реконструкции московской канатной дороги.

— Какие чувства вы испытываете, когда видите, что Воробьевы горы спустя почти 70 лет становятся глобальным уникальным кластером спорта в Москве?

— Сейчас сложно всем поверить в те сложности, что были в 50-х-70-х годах с инвентарем и условиями подготовки спортсменов. Но, в то же время, могу сказать, что и спортсмены молодого поколения, которые базировались на Воробьевых горах, еще пять лет назад условиями похвастаться, к сожалению, тоже не могли – там были холодные раздевалки, где отсутствовали даже туалеты. Плюс ко всему - опасный, не отвечающий техническим требованиям подъемник, который был настолько не удобен, что спортсмены продолжали подниматься пешком. Это, как вы понимаете, очень сильно тормозило тренировочный процесс, и как следствие – отсутствие результатов у московских спортсменов. И мне очень приятно и я горд за то, что в уходящем году мы стали свидетелями новой ступени в развитии Воробьевых гор. Я бы это назвал новым вздохом. Мы открыли суперсовременную Московскую канатную дорогу, которая стала не просто транспортом столицы, но и настоящим «светом» для детишек из школ Воробьевых гор, для которых в проект реконструкции были внедрены кресельные подъемники. Дети будут во время соревнований и тренировочного процесса пользоваться подъемником абсолютно бесплатно. Вот то, ради чего необходимо рассказывать об этом проекте. Я очень рад, что стал его частью.

amp-next-page separator