Каховскую линию реконструируют в 2021 году
Самую короткую линию Московского метрополитена — Каховскую — ждут изменения. Городские власти приняли решение, что она станет частью Большого кольца.Самая короткая линия, созданная за всю историю Московского метрополитена, станет частью кольца-рекордсмена. Городские власти приняли решение интегрировать Каховскую ветку в состав Большой кольцевой. Для этого инфраструктуру станций, уже проработавших полвека, изменят для правильной «стыковки». Сроки, правда, ограничены.
Подрядчиком работ, по итогам прошедшего аукциона, выступает АО «Мосметрострой». Согласно ему, три станции — «Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую», расположенные на линии тоннели и тупики интегрируют в новое «кольцо», которое объединит собой все ветки столичного метро.
— Мы выиграли конкурс по реконструкции теперь уже участка Большой кольцевой линии, — рассказал «ВМ» генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков. — Нам предстоит модернизировать инфраструктуру Каховской линии и интегрировать три станции «Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую» в состав новой ветки.
Удивительно, но похожие планы существовали еще 50 лет назад. В АО «Мосметрострой» специально для «Вечерней Москвы» подняли архивы. Оказалось, что генеральный план 1971 года предполагал, что от отрезка от «Автозаводской» до «Каховской» начнется строительство нового кольца Московского метрополитена. Оно уже тогда должно было разгрузить центр и обеспечить связь между соседними районами. Линию планировали возвести на расстоянии двух-трех станций от существующей Кольцевой (ее, кстати, называли Большой кольцевой). Заделы для пересадок сформировали на нескольких участках, в том числе на «Проспекте Вернадского», «Октябрьском поле» и «Кузьминках». Однако проект отложили на неопределенный срок, поскольку в приоритете оказались другие направления.
Кстати, отделили Каховскую на схеме не сразу. С 1969 года — даты ее запуска — ветка была частью Замоскворецкой линии. После строительства участка темно-зеленой ветки от «Каширской» до «Орехово» движение по будущей Каховской линии было вилочным. Такой режим работы создавал ряд проблем, и 20 ноября 1995 года участок «Каширская» — «Каховская» был выделен в самостоятельную Каховскую линию. Это стало возможным, когда были построены оборотные тупики для разворота поездов. Любопытно, но еще несколько лет на официальных схемах в вагонах Каховская линия была изображена вместе с Замоскворецкой линией. Только потом ее стали изображать под своим бирюзовым цветом и номером 11.
Несмотря на свой не самый яркий дизайн, станции на Каховской линии можно назвать все уникальными. В особенности «Каширскую» — это четырехпутная и кросс-платформенная станция. Первая в своем роде в столичной подземке. Ее суть — к одной платформе прибывает поезда двух линий одного направления. Основой «Каширской» послужил типовой проект станции «сороконожки». Чтобы различать станции, архитекторы внесли разнообразие. В одном зале они решили сделать колонны серыми, а в другом — красными.
На Каховской линии курсирует «редкий» тип подвижного состава в московском метро — поезда «Яуза». Их обслуживают в депо «Замоскворецкое», которое в будущем также соединят служебной веткой с Большой кольцевой линией. Кроме того, согласно контракту, необходимо заменить системы автоматики и телемеханики движения поездов для того, чтобы интервалы на Каховской совпали с интервалами движения поездов на всем «кольце». Такие же стандарты внедряются на современных станциях, которые открываются ежегодно для пассажиров.
АО «Мосметрострой» ведет и другие работы по строительству нового большого «кольца» метро. Например, в этом году на карте появятся две станции — «Лефортово» и «Авиамоторная».
— Здесь фактически завершены монолитные конструкции, всего на участке задействовано 2,5 тысячи человек. Работают они в круглосуточном режиме. До конца года обе станции сдадим, — рассказал «ВМ» генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Вторую часть северо-восточного участка новой ветки «Мосметрострой» готовится завершить в 2021 году. Для пассажиров заработают четыре станции «Ржевская», «Шереметьевская», «Стромынка» и «Электрозаводская».
В 2020 году заработают еще два участка нового кольца Московского метрополитена. Это восемь станций: «Улица Народного Ополчения», «Мневники», «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино».
Годом позже добавятся еще четыре станции.
Как заявлял ранее мэр Москвы Сергей Собянин, полностью замкнуть подземное кольцо предстоит в 2022-2023 годах. На Большом кольце будет 31 станция, а его протяженность составит 70 километров — это будет самая длинная линия метро в мире.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
Строительство Большой кольцевой линии столичной подземки является крупнейшим в мире проектом в области метростроения. Ветка может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец — Вторую кольцевую линию Пекинского метро. Его протяженность — 57 километров, Московское кольцо будет длиной 70 километров.
Большая кольцевая соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры. Также мы закладываем возможность присоединить к Большому кольцу новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов» и перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».
СПРАВКА «ВМ»
Со станций Большой кольцевой линии можно будет сделать:
19 пересадок на другие линии метро;
4 пересадки на Московское центральное кольцо;
5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры Одинцово — Лобня и Подольск — Нахабино;
11 пересадок на линии железной дороги.
В среднем пассажиры смогут сэкономить до получаса времени на пересадках, выбрать удобные для себя маршруты, не заезжая в центр города и не пользуясь Кольцевой линией.
На Большой кольцевой линии будет создано 20 транспортно-пересадочных узлов. Ожидаемый пассажиропоток Большого кольца после того, как все станции будут сданы, составит порядка 380 миллионов человек ежегодно.