Ветеран Мосметростроя рассказал, как создавалась первая Кольцевая линия метро
Ударные темпы строительства подземки были и раньше. Станций возводили меньше, но трудностей было больше.
Замысел Кольцевой возник еще в 1941 году, но планы скорректировала война. Строительство отложили до 1944-го. Кольцевую замкнули 14 марта 1954 года. Ветеран Мосметростроя Феликс Ачильдиев вспоминает, как в молодости пришел на строительство.
— Меня направили на площадку шахты № 10, что располагалась напротив гостиницы «Украина», — сказал он. — Тогда проходили вертикальный ствол между «Киевской» и «Краснопресненской». Где-то работали экскаваторы, что-то делали вручную.
Феликса отправили на разгрузку рельсов. Метр каждой весил по полцентнера. Общая длина одной — 12,5 метра.
— Возили рельсы на тележках, опускали их через ствол и разворачивали через подходную штольню, чтобы переправить из левого тоннеля в правый. Там их и складировали, — продолжает Ачильдиев. — Работали по восемь часов на участке от «Киевской» до «Парка культуры». В бригаде было больше женщин.
Участок от «Белорусской» до «Парка культуры» стал третьим в составе кольца. Строители встретили много плывунов на глубине до 40 метров.
— У нас работали сразу три насоса. Если в шахте хотя бы один выходил из строя, она сразу же тонула, — продолжает ветеран Мосметростроя.
Позже на перегоне между «Киевской» и «Парком культуры» прототип щита впервые продвинулся в водонасыщенных грунтах на 207 метров.
На пятой очереди строительства было уже несколько щитов. Сами станции стали подземными дворцами, которыми восхищаются до сих пор.
СПРАВКА
Феликс Авнерович Ачильдиев, ветеран Мосметростроя, отметивший 91 год. Он ушел на фронты Великой Отечественной войны в 1944 году, служил матросом. Вместе с товарищами очищал Финский залив от мин. Демобилизовался в 1951 году. Позже, трудясь в Мосметрострое, в составе бригады поставил рекорд, проложив за два с половиной года 15,5 километра путей. Всего на счету Феликса Ачильдиева — 50 километров путей.