Наш корреспондент прошла маршрутом первого московского автобуса. / Фото: «Вечерняя Москва», Антон Гердо

Автобус из Ромашково: как мы искали пропавший маршрут первого автобуса

Город

В среду, 8 августа, исполняется ровно 82 года со дня запуска первой автобусной линии – и шла она от Каланчевской (сейчас – Комсомольская площадь) до Тверской заставы. Маршрут назывался гордо - №1. Новенькие английские «лейланды» шли через центр - по Лесной, по Сущевке: автобусы, заменившие летом открытую карету, а зимой - сани, казались москвичам чудом. Вход стоил – вы не поверите – четверть миллиона целковых! Что нам теперь 28 рублей за поездку, когда раньше-то миллионами расплачивались - смешно! Внутрь можно было попасть, забравшись по узкой лесенке за задними колесами автобуса. Расписания как такового не было. Захотел - пришел, не захотел – не пришел. Сейчас-то все строго и по науке. И микрочипы, в которых задан маршрут, и табло, на котором высвечиваются и остановки, и температура в салоне. Интересно, раньше в салонах термометры висели?

Так где же сейчас тот самый первый маршрут и куда ушли чудо-кареты? Мы попробовали найти – и не нашли. Нету. Да и по прямой больше – не доедешь. Но корреспонденты – народ упорный. Сами себе маршрут проложили.

Начинался он от улицы Каланчевской. Позвякивая, подбежал трамвай №7. На нем мы без приключений минут за пятнадцать доехали до Новослободской. Это был маршрут номер один. Наш фотокор начал ныть: «Да лучше б на метро доехали». Нет и нет, отвечаю. Раз старомосковским маршрутом, так старомосковским. От Новослободской уже на троллейбусе. Движение в этом бойком районе в час пик доставляет особое «удовольствие». Если гугл выдал нам время в пути от Долгоруковской до Оружейного переулка в десять минут, то на деле пришлось постоять в пробке. А уж оттуда – до Белорусского. И того, ехали мы больше часа. А за окнами медленно, но разворачивалась Москва. Сменились не только автобусные маршруты. Изменилась сама столица.

На обратном пути мы решили одолеть путь пешком. Петляя меж тихих столичных улочек, глаз подмечал старые здания, с кое-где облупившейся краской, потертыми фасадами. а раньше они – блестели и радовали глаз москвича 20-30-х годов. По дорогам вместо неспешных, романтичных карет мчатся, подрезая друг друга, мерседесы да ауди, в автобусах кондукторов с билетиками заменили электронные турникеты, метро домчит за полчаса в любую точку столицы. А романтика где? Сесть в старый добрый трамвайчик, который трясется и покачивается, позвякивая на поворотах. Или на автобусе пролетать мимо незнакомых улиц, спешащих прохожих, чувствуя себя словно на паровозике из Ромашково.

Откажусь в среду от метро. В честь праздника.

amp-next-page separator