24 ноября. Многие жители столицы отправились на предновогодний шопинг заранее, благодаря чему избежали больших очередей. / Фото: РИА «Новости»

Продуктовый ажиотаж: как зарабатывают на празднике

Город

Объективно оценить предпраздничный торговый бум с экономической точки зрения будет непросто любому эксперту —  в столице в этой сфере крутится денег, вполне возможно, в разы больше, чем в годовом бюджете небольшого африканского государства, и уж точно эти суммы преодолевают все границы здравого смысла. Так, согласно исследованию одного из крупных банков, траты на новогодние покупки в сегменте среднего класса в этом году вырастут не менее чем на 11 процентов. Средняя сумма, которую потратят россияне на подготовку к празднику — покупку продуктов, подарки, развлечения, — составит 21 тысячу рублей. В итоге, даже если в предновогоднюю корзину столичного жителя попадают товары невысокого качества — а так и будет, если решишь купить все необходимое в последний момент, — сумма, которая останется в кассе магазина, способна проделать прореху в бюджете средней московской семьи.

Заторы на съездах к крупным гипермаркетам длиною в несколько километров — лишь невинная прелюдия по сравнению с тем, что творится внутри крупных магазинов. Горожане набирают огромные тележки алкоголя, продуктов, подарков; таким образом, обслуживание одного покупателя на кассе занимает 5–6 минут как минимум, что, соответственно, увеличивает время ожидания в очереди. Среднюю стоимость предновогодней закупки определить сложно, потому что многие горожане делают покупки в несколько заходов.

— Здесь я купила только самые дорогие продукты к празднику — мясо и нарезки, колбасы, кое-что из алкоголя, — рассказывает посетительница одного из гипермаркетов в Юго-Западном округе Ирина, — все остальное смогу приобрести рядом с домом, в небольшом супермаркете. Но мясо там не покую — выбора нет, да и дорого.

В этом гипермаркете тоже цены не копеечные. Килограмм свиных ребрышек потянет на 320–380 рублей, отбивные — на все 500. Килограмм мандаринов — 60–70 рублей, яблок — от 40 до 100, в зависимости от сорта. Причем чтобы выбрать хорошие фрукты, покупателям приходится проводить у прилавка немало времени. Еще сложнее в алкогольном отделе: востребованных из-за соотношения цены и качества напитков остается все меньше.

— Я покупал здесь отличное итальянское вино по цене 280 рублей за бутылку — сегодня оно закончилось. В этой ценовой категории остались только чилийские и отечественные вина, но они, на мой взгляд, хуже, — посетовал москвич Александр.

Что касается ценовой политики торговых сетей, то бизнесу сейчас выгоднее следовать политике больших объемов продаж, а не высоких цен. Ретейлеры устраивают скидочные акции, чтобы привлечь покупателей, а большую прибыль делают за счет возрастающего объема продаж. 

Но цены не стоят на месте — они растут, но скорее на фоне инфляции, чем предпраздничного ажиотажа. Хотя в последние месяцы инфляция радует низкими показателями — 0,3 процента за ноябрь. За весь 2012 год потребительские цены, по данным Росстата, выросли на 6,1 процента. Но больше всего — по данным того же Росстата, на 2,1 процента — в первые дни предновогоднего ажиотажа выросли цены на яйца. Десяток яиц сейчас стоит в среднем 80–95 руб­лей. В сетях экономкласса и на некоторых ярмарках выходного дня их можно купить минимум за 75 рублей. То, что резко подорожали именно яйца, заметили многие горожане. Эксперты считают, что причина резкого скачка цен в незаменимости этого продукта в новогоднем меню: без яиц не приготовить даже главное новогоднее блюдо.

— Яйца — это же часть салата оливье! — пояснила «ВМ» ведущий эксперт Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков Марина Кузьмичева. — Что бы ни говорили о массовом снижении цен, стоимость товаров повышенного спроса обычно растет.

amp-next-page separator