Кольцевая линия планировалась задолго до открытия метро. Но — по другому маршруту
Столичный краевед Михаил Минин опровергает легенду с чашкой кофе и утверждает, что эта линия вовсе и не круглая, хотя многие станции начинали строиться или планировались к строительству во время правления «вождя всех времен и народов». Автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев утверждает, что Кольцевая линия метрополитена проектировалась задолго до своего строительства. Изначально собирались ее построить в 1933 году — ровно под Садовым кольцом, но эта линия не была в числе приоритетных. Городу требовались радиусы.
— В 1938 году вышла в свет перспективная карта Московского метрополитена: на ней Кольцевая уже стала проектироваться по бывшему Камер-Коллежскому валу, — делится с «ВМ» Александр Зиновьев. — Например, планировалось, чтобы она прошла через «Ленинский проспект», «Тульскую», «Автозаводскую», «Римскую», «Бауманскую», «Красносельскую», «Рижскую», «Савеловскую», «Динамо», «Киевскую», «Спортивную». Планы начинают меняться — начале 1940-х. Стало понятно, что центральные пересадочные узлы не выдержат нарастающего пассажиропотока, срочно нужен второй пересадочный контур. Также было необходимо реализовать одну из главных целей строительства метро в Москве: связать между собой вокзалы столицы — много людей прибывало в столицу транзитом, пересаживаясь с одного вокзала на другой. Кольцевая линия в своем сегодняшнем виде была спроектирована в 1941 году, она представляла собой кольцо длиной 19,4 километра, проходящее на юге под Садовым кольцом, а на севере отходя от него на километр.
Ныне она соединяет семь из девяти железнодорожных вокзалов Москвы — кроме Рижского и Савеловского. И все линии Московского метрополитена — кроме Каховской и Бутовской. Участок был открыт 1 января 1950 года. А замкнулось кольцо 14 марта 1954 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Фролов, краевед:
- Известный архитектор Леонид Павлов, проектировавший станцию «Добрынинская», вспоминал, что идею создания чередующихся колонн — большая и маленькая, а также розового свода, он придумал во время посещения церкви Покрова во Владимире. В храме тоже был розовый свод. Архитектор очень долго работал над этим проектом, создавал все в розовых тонах. Даже лампы повесили розовые, которые изготавливали специально. Я помню их, когда в 1960-е годы посещал мальчишкой метро. Но впоследствии повесили белые лампы. Видно, дорого стало изготавливать для одной станции лампы определенного цвета.