Масштаб столичный. Горожане осваивают комфортный формат жизни
Семилетнее развитие российской столицы отмечено реализацией ряда знаковых проектов. Сокращение пробок на дорогах благодаря четкой градостроительной политике и развитию системы общественного транспорта, масштабные программы благоустройства, затрагивающие каждый московский двор и парк, центральные улицы и спальные районы, богатая культурная и фестивальная программа в городе — основные перемены в облике и характере Москвы дают основание поставить наш мегаполис в один ряд с мировыми лидерами — Нью-Йорком, Пекином, Лондоном — и сделать это по ряду ключевых показателей.
АККУМУЛИРОВАТЬ СРЕДСТВА
Семь лет четкого бюджетного планирования позволили Москве сократить госдолг, нарастить социальные программы, обеспечить льготами промышленные предприятия, поддержать местный бизнес. Цифры тому в подтверждение: столица только зарабатывает порядка двух триллионов рублей в год, еще столько же отдает в государственную казну. Город аккумулирует средства и направляет их на развитие и создание комфортной среды для жителей.
Судите сами: доходы города запланированы на уровне 2,1 триллиона рублей на 2018 год. При этом расходы в следующем году составят 2,32 триллиона рублей. Превалирование их над доходами объясняется просто: городские власти объявили о существенном повышении социальных выплат москвичам. За три года город потратит около 720 миллиардов рублей на поддержку столичных жителей. Только льготы в натуральной форме составят более 553 миллиардов рублей.
— Льготами и субсидиями охвачены 3,5 миллиона горожан, — сказала руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.
Она также добавила, что затраты столицы на высокотехнологичную медпомощь возрастут.
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Наполнение казны налогами напрямую зависит от самочувствия бизнеса в городе. За семь лет в столице выработана система поддержки предприятий льготами. Именно инновационным производствам дают зеленый свет и площади в технопарках. Цель создающейся в Москве инновационной экосистемы — развитие высокотехнологичных предприятий, выпуск необходимых городскому хозяйству инновационных товаров, импортозамещение, создание высокооплачиваемых рабочих мест.
— Сегодня на территории Москвы в статусе объектов инновационной инфраструктуры находится 61 объект — 31 технопарк и 30 промышленных комплексов, занимающих более 730 гектаров, — рассказал руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин. — На базе технопарков осуществляют свою деятельность более 1700 компаний. Основными их направлениями являются важнейшие для экономики отрасли, которые сегодня развиваются преимущественно в технопарках: радиоэлектроника, фармацевтика, электроэнергетика, микроэлектроника, приборостроение, информационные технологии и иные направления.
Промышленными комплексами, управляющими компаниями технопарков и резидентами технопарков создано более 79 тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Резиденты активно используют объекты созданной на площадке инфраструктуры.
Столица применяет и новые форматы работы с бизнесом. Так, недавно начал работу Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства. Его основной задачей является поддержка инвестиционных проектов московских предприятий, помощь в модернизации производств и закупках инновационного оборудования. На первом этапе фонд будет предоставлять займы до 50 миллионов рублей на срок до пяти лет и под пять процентов годовых.
Так предпринимателям не только создадут комфортные условия, но и помогут с кредитами.
Еще семь лет назад такого не представляли.
Еще одна площадка, привлекающая бизнес, стала особой экономической зоной. Она расположена в Зеленограде и захватывает технополис «Москва».
— По инициативе мэра принят ряд городских законов, расширивших льготы и преференции, предоставляемые резидентам особой экономической зоны. Период действия нулевых ставок по налогу на прибыль, земельному и транспортному налогу продлен до десяти лет, — пояснил Алексей Фурсин.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Москва стала уникальным регионом России, имеющим долгосрочную программу развития. В столичном бюджете запланированы средства на строительство новых дорог, станций метро, социальных, спортивных и культурных объектов.
Если еще несколько назад столица утопала в пробках, то теперь мегаполис не боится прироста транспорта. Более миллиона автомобилей появилось на дорогах за пять лет.
За последние семь лет в Москве было построено и реконструировано 590 километров дорог и развязок, знаковыми проектами стали расширение подземки и ввод в эксплуатацию Московского центрального кольца. 14-я наземная линия городского метро серьезно разгрузила основные направления подземки.
Начиная с 2011 года правительство Москвы последовательно увеличивает финансирование капитального строительства для решения приоритетных задач развития города. Этот тренд сохранен и на последующий период. С учетом начала в этом году программы реновации жилого фонда, основной объем финансирования которой идет отдельной субсидией, ассигнования на капитальные вложения на 2018–2020 годы превышают 1,74 триллиона рублей.
По итогам реализации адресной инвестиционной программы с 2018 по 2020 год будет построено 600 новых объектов.
— Львиную долю финансирования программы по-прежнему составляют расходы на развитие транспортной инфраструктуры — это 70 процентов от общего объема финансирования, два основных направления: метро и дорожно-транспортные объекты. За это время будет завершено строительство отрезков «Рассказовка» — «Петровский парк», «Некрасовка» — «Авиамоторная», «Столбово» — «Севастопольский проспект», основные участки Третьего пересадочного контура, «Саларьево» — «Столбово», «Селигерская» — «Дмитровское шоссе», станция «Беломорская» и шесть депо, — заявил заммэра Москвы по вопросам градполитики и строительства Марат Хуснуллин.
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ОКРУГА
Сегодня сложно представить, что Москва могла быть в 2,5 раза меньше. Присоединение новых территорий позволяет формировать облик мирового мегаполиса. Разрозненные когда-то поселения стали важной частью городской жизни. Свежий воздух, лес — рядом. Горожане охотно перебираются в Троицкий и Новомосковский округа. Согласно опросам ВЦИОМа, каждый третий москвич готов жить в ТиНАО.
Интеграция присоединенных территорий происходит в течение последних пяти с лишним лет. Строятся новые линии метро, возводятся современные магистрали по 4–6 полос.
— Это дает серьезный задел на будущее — осваивать и развивать территории, — говорит руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. — Благодаря такому смещению градостроительного развития, когда горожане стремятся не только в центр, Москва получает новые точки притяжения, где можно жить и работать.
УЛИЧНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
А теперь попробуйте вспомнить центральные улицы. Мусор под ногами, рекламные растяжки — по бокам, даже подняв голову, нельзя было не упереться глазами в аляпистые билборды. Разномастная реклама смотрела на горожан со стен вагонов, домов и даже с асфальта.
Не помните? Наверное, потому, что взгляд давно не цепляется за что-то ненужное. Мы уже привыкли гулять по главным улицам столицы с удовольствием, любуясь архитектурой домов, по-новому освещенных вечерами. Сами улицы стали шире и светлее, по ним приятно ходить и не хочется никуда торопиться. Москву озеленили почти четырьмя миллионами кустарников и деревьев, благоустроили более 20 тысяч дворов, 327 улиц привели в порядок.
Число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось более чем в пять раз.
— На благоустроенных улицах число пешеходов увеличилось в 2–4 раза, — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Благодаря созданию комфортных условий жизни город привлекает москвичей и туристов. Это десятки миллиардов рублей для бизнеса, миллиарды рублей налогов в бюджет, сохранение рабочих мест.
«Моя улица» — именно эта городская программа позволила создать уютные площади, безопасные пешеходные переходы, чистые фасады домов. Невозможно уже себе представить вновь забитую машинами Никольскую, Триумфальную площадь — без качелей, Лужнецкую набережную — без беговых дорожек, да и в целом — весь столичный центр без благоустроенных тротуаров, аккуратных клумб с оригинальными цветами. Только в этом году в рамках программы отремонтировали более 118 улиц.
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
Кафе, забегаловки, шаурма — на каждом углу можно было встретить свое злачное место, где риск купить некачественный хот-дог или какую-либо закуску на бегу, был равен почти 100 процентам. За семь лет московский общепит стал опрятным и легальным. И это нравится не только горожанам и туристам, но и самому бизнесу. Только за последний год число ресторанов и кафе выросло на 400 новых точек и превысило девять тысяч площадок в Москве.
Также в городе был радикально упрощен порядок открытия летних кафе и веранд при ресторанах. Разрешение на открытие сезонного кафе теперь выдается бессрочно в срок до 30 дней, хотя раньше процедуру могли растянуть на пять месяцев.
МУЗЕИ ПОЛУЧИЛИ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ
19 октября мэр Москвы Сергей Собянин и министр культуры России Владимир Мединский открыли Музей кино в павильоне № 36 на ВДНХ. В череде знаковых культурных событий осени это обещает стать самым ярким.
Государственный центральный музей кино, главная задача которого — изучение и продвижение отечественного кино, — один из самых молодых российских музеев. Теперь он получил свой дом.
— Москва — крупнейший культурный мегаполис, в котором работают 450 музеев.
В прошлом году их посетили 20 миллионов москвичей и гостей столицы. Мы расширяем популярное музейное пространство столицы.
И, продолжая возрождать исторические павильоны ВДНХ, создаем здесь уникальный Музейный город, — заявил Сергей Собянин. — В ближайшее время своих первых посетителей примут более десяти музеев и выставочных пространств. Ожидается, что они привлекут на главную выставку страны еще порядка пяти миллионов человек, интересующихся культурой, историей и наукой.
В этот день на ВДНХ открыли также Музей пчеловодства и Дом книги. Это результат большой многолетней работы по возрождению ВДНХ.
Однако не только это пространство в Москве получает новый облик. С 2010 года столица прошла большой путь и научилась обустраивать знаковые объекты.
Москва, какой она была семь лет назад, сегодня «глядит» на нас только с фотографий. На них — массивные рекламные конструкции, нелегальные торговые палатки, хаотичная парковка. Вспомните, к примеру, площадь у станции метро «Улица 1905 года». Даже в спокойный день пассажирам приходилось проталкиваться в толпе, лавируя между палатками, продавцами и покупателями. Так было и еще по сотне других адресов. Борьбу с самостроем объявили практически сразу. Как результат, мы видим киоски нового образца, внешний облик которых выполнен в едином узнаваемом стиле.
Да, Москва перестала быть лидером по некоторым направлениям. Например, по пробкам. Водители намного меньше стоят в заторах на Московской кольцевой автодороге, количество аварий в узких местах магистрали существенно сократилось. По новым развязкам и построенным трассам едут новые автобусы, использующие качественное топливо «Евро-5».
А еще в городе ликвидировали очереди в школы, детские сады, поликлиники, госучреждения и ведомства. Москвичам дали возможность заниматься оформлением документов в удобное время.
Москва уверенно заявляет о своем развитии и совершенствовании, и на достигнутом наш мегаполис не останавливается.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ МОСКВЫ
■ Парк «Зарядье». За два с половиной года строители совершили настоящий подвиг — на месте сотен кубометров бетона, оставшихся после сноса гостиницы «Россия», появилась уникальная природная зона с «парящим» мостом.
■ Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция главного стадиона страны завершена. Арена примет 81 тысячу зрителей, а ее медиакровлю с трансляцией ключевых моментов матчей будет видно с основных смотровых площадок города.
■ Московская электронная школа. Электронные журналы и дневники, интерактивные панели, ноутбуки почти в каждом классе, оснащение Wi-Fi, учебные материалы и курсы, созданные самими педагогами, — сегодня трудно представить современную школу без этих атрибутов.
■ «Инфарктная» и «инсультная» сети. За семь лет время приезда скорой помощи сократилось с 17,5 до 7,5 минуты. Восемь центров в столице готовы в экстренном режиме оказывать помощь больным с инсультом. В городе работают 29 сосудистых центров, благодаря им втрое снизилась больничная летальность от инфаркта миокарда.
■ Мегаполис света. Дворы, детские и спортивные площадки, детсады и школы — на более чем 16 тысячах объектов установлено дополнительное наружное освещение. За семь лет архитектурно-художественная подсветка украсила 1811 зданий.
Благодаря этому Москва вошла в число пяти наиболее освещенных городов мира.
■ Программа реновации. Столичные власти инициировали беспрецедентную программу обновления жилфонда. Более миллиона москвичей смогут в ближайшие 15–20 лет кардинальным образом улучшить жилищные условия. Им гарантированы: переселение в своем районе, равнозначная квартира с отделкой комфорткласса, помощь в переезде, комфортная среда, соцобъекты.
■ Центры госуслуг «Мои документы». Три минуты — среднее время ожидания обслуживания в очереди в центрах госуслуг. Чашечка кофе в подарок, если ждешь в очереди дольше 15 минут. Удобно. Ведь 97 процентов услуг можно получить без привязки к месту жительства.
■ Сохранение культурного наследия. За семь лет количество памятников культуры, архитектуры и истории, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 1325 до 249. Отремонтировано почти 8 тысяч фасадов, отреставрировано 904 объекта культурного наследия и 534 памятника монументальной скульптуры.
ЦИФРА
100 миллионов пассажиров перевезены в первый год работы Московского центрального кольца.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!